20/10/2025
Среднесрочный прогноз чрезвычайных ситуаций на территории Пермского края
Среднесрочный прогноз чрезвычайных ситуаций на территории Пермского края на ноябрь 2025 года
1. Обстановка
1.1. Чрезвычайные ситуации:
За период с 18 сентября по 16 октября 2025 года на территории Пермского края чрезвычайных ситуаций зарегистрировано – 0.
С начала 2025 года чрезвычайных ситуаций зарегистрировано – 1 (АППГ – 2).
1.2. Аварийные ситуации, находящиеся на контроле:
- 01.12.2006 г. вследствие неконтролируемого затопления грунтовыми водами шахт калийного рудника на БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» г. Березники произошло обрушение горных пород, повлекшее образование воронок на земной поверхности:
1) 28.07.2007 г. в результате аварии на руднике Первого Березниковского калийного рудоуправления образовался провал. В настоящее время провал заполнен водой, абсолютная отметка уровня воды в провальной воронке составляет 108,37 м.
2) 25.11.2010 г. образовалась воронка на железнодорожной станции г. Березники. В настоящее время воронка заполнена водой, абсолютная отметка уровня воды в воронке составляет 107.89 м.
3) 04.12.2011 г. образовалась воронка севернее нефункционирующего здания Березниковского шахтно-строительного рудоуправления. В настоящее время размеры воронки составляют 144 х 135 м, за прошедший месяц увеличение размеров воронки не зафиксировано.
4) 17.02.2015 г. обнаружена воронка восточнее нежилого дома по адресу: г. Березники, ул. Калийная, 9 (южнее школы № 26). В настоящее время размеры воронки составляют 30,5 на 32,5 м, глубина 14,2 м, за прошедший месяц увеличение размеров воронки не зафиксировано.
5) 22.03.2017 обнаружена воронка в районе дома по адресу: г. Березники, ул. Котовского, 29 г. Березники выявлена воронка на земной поверхности. В настоящее время размеры воронки составляют 5,0 х 5,0 м, глубина 2,0 м, за прошедший месяц увеличение размеров воронки не зафиксировано.
6) 09.04.2017 г. обнаружена воронка в 16,5 метрах восточнее воронки, выявленной 22.03.2017 г. В настоящее время размеры воронки составляют 12,0 х 18,5 м, глубина 13,0 м, за прошедший месяц увеличение размеров воронки не зафиксировано.
7) 18.04.2018 г. обнаружена воронка по адресу: г. Березники, ул. Котовского, 33 (в 8 метрах восточнее воронки, выявленной 09.04.2017 г.). В настоящее время размеры воронки составляют 6,0 х 8,0 м, глубина 4,3 м, за прошедший месяц увеличение размеров воронки не зафиксировано.
- 18.11.2014 г. в результате поступления солевого раствора в шахту СКРУ-2 ПАО «Уралкалий», расположенную по адресу: г. Соликамск, ул. Мичурина, 1 произошло карстообразование (размыв) пород в водозащитной толще, повлекшее образование воронок на земной поверхности.
По результатам последних нескольких циклов наблюдений, с учетом текущего уровня, фиксируется объединение контуров двух провалов в один с общим размером: 156,5 на 140,0 м, глубина воронки составляет 0,1 м.
1.3. Пожарная обстановка:
За прошедший месяц на территории Пермского края зарегистрировано:
- 321 пожар, АППГ – 368 пожаров (-12,8%);
- погибло 11 чел., АППГ – 14 чел. (-21,4%), в том числе детей – 0 чел.;
- травмировано 22 чел., АППГ – 19 чел. (15,8%), в том числе детей – 1 чел.;
- спасено 67 чел., АППГ – 58 чел. (15,5%), в том числе детей – 18 чел.;
- спасено материальных ценностей на сумму 134950,00 тыс. руб., АППГ – 116080,00 тыс. руб. (16,3).
1.3.1. Лесопожарная обстановка:
С начала года на территории Пермского края зарегистрировано 2 лесных пожара, АППГ – 3 (-33,33%), площадь пожаров 0,0144 га, АППГ – 0,0513 га. (-71,93%).
1.4. Дорожно-транспортные происшествия:
За прошедший месяц на территории Пермского края произошло 194 ДТП, АППГ – 199 (-2,51%), в результате которых пострадало 156 чел., АППГ – 176 чел. (-11,36%), из них: погибло 17 чел., АППГ – 21 чел. (-19,05%), спасено 7 чел., АППГ – 3 чел. (133,33%).
1.5. Гидрометеорологическая обстановка:
1.5.1. Метеорологическая обстановка
Обзор погодных условий в сентябре 2025 года
Температурный фон в сентябре составил 8…12°С и оказался около климатической нормы. Первые две декады были умеренно-теплыми. В третье декаде отметилась мощная волна тепла с пиком 23 сентября (стал самым теплым днём месяца), и волна холода, которая пришлась на последнюю пятидневку месяца. Как результат, минимальная температура воздуха 29 сентября опустилась ниже −7°С, суточный минимум не перекрыт (−7,8°С в 1903 г.), но это второй результат за всю историю метеонаблюдений.
Осадки
Атмосферные осадки часто выпадали в первой и третьей декадах. В связи с установлением антициклонического характера погоды вторая декада отличилась отсутствием осадков. Сильные дожди (15–45 мм/12 ч) прошли 3–4 сентября и были связаны с глубоким высоким циклоном, а также 24–25 сентября, обусловленные прохождением активного фронтального раздела. В целом, сумма садков за месяц распределилась от 24 до 99 мм, что для большинства районов около и меньше нормы (40–117%), по северным районам отмечался дефицит осадков (31–35%), в отдельных южных районах в 1,2–1,5 раза больше климатической нормы. Работу различных отраслей экономики, кроме сильных дождей, осложняли частые туманы (с ухудшением видимости до 200–500 м); 2, 3, 8, 23–25 сентября отметились грозы, 21, 23 и 24 сентября с усилением ветра до 15–18 м/с.
Агроклиматические условия.
Уборка урожая проходила, в основном, при благоприятных условиях. В 1-ую половину месяца по ряду районов (северные, центральные и юго-западные) работы в поле сдерживались из-за дождей и переувлажнения почвы. Период активной вегетации в большинстве районов завершился вместе с переходом среднесуточной температуры воздуха через 10°С в сторону холода в 3-ей декаде сентября (позднее обычного). Переход через 5°С в сторону понижения (прекращение вегетации) произошел 25-28 сентября (в средние сроки), кроме крайнего юго-западного района. Заморозки в воздухе и на поверхности почвы до -2°С, которые отмечались во второй декаде, угрозы не представляли. Озимые культуры, посеянные под урожай следующего года, в зависимости от сроков сева находились в фазах «всходы», «3-й лист», «кущение». Состояние растений преимущественно хорошее. Влагообеспеченность посевов достаточная.
Опасные метеорологические явления:
Работу различных отраслей экономики, кроме сильных дождей, осложняли частые туманы (с ухудшением видимости до 200-500м); 2,3,8,23-25 сентября отметились грозы, 21,23 и 24 сентября с усилением ветра до 15-18 м/с.
1.5.2. Гидрологическая обстановка:
По данным Пермского ЦГМС - филиала ФГБУ «Уральское ЦГМС» водность большинства рек Пермского края составляла 30–80%, приток воды в Камское водохранилище 60% средней многолетней величины. В отдельных реках бассейна Вишеры, Яйвы, Чусовой наблюдались небольшие дождевые паводки. В отдельные дни на отдельных участках рек Березовой, Иньвы, Чусовой, Усьвы, уровни воды были близки к минимальным отметкам, наблюденным в сентябре за многолетний период.
Режим работы Камского и Воткинского гидроузлов:
С учетом складывающихся гидрологических условий и водохозяйственной обстановки в Волжско-Камском бассейне, Федеральным агентством водных ресурсов на период 11.10.2025 г. по 10.11.2025 г. включительно:
Камского - среднесуточными сбросными расходами 1000±50 м3/с:
Воткинского - среднесуточными сбросными расходами 1100±50 м3/с.
Режимы подлежат оперативной корректировке в зависимости от складывающихся гидрометеорологических условий и водохозяйственной обстановки.
1.6.. Происшествия на водных объектах
По данным ЕДДС Пермского края за прошедший месяц на водных объектах Пермского края происшествий зарегистрировано - 3.
1.7. Биолого - социальная обстановка:
1.7.1. Эпидемиологическая обстановка:
По данным эпидемиологического отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю на территории Пермского края особо опасных болезней за прошедший месяц не зарегистрировано.
Результаты мониторинга заболеваемости ОРВИ и гриппом в Пермском крае за неделю.
В период с 6 октября по 12 октября 2025 года в Пермском крае количество заболевших гриппом и ОРВИ увеличилось на 11,8% по сравнению с предыдущей неделей, зарегистрировано 14070 случаев ОРВИ. Эпидемический порог не превышен.
По данным лабораторного мониторинга, среди больных с симптомами ОРВИ циркулируют возбудители негриппозной этиологии - вирусы парагриппа, риновирусы, аденовирусы.
1.7.2. Эпизоотическая обстановка
По данным Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю, на территории Пермского края эпизоотическая обстановка стабильная.
Контроль на территории Пермского края по недопущению завоза инфекционных болезней организован. Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю работают в плановом режиме.
1.8. Радиационная, химическая, биологическая обстановка
По данным Пермского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС» радиационная, химическая и биологическая обстановка на территории Пермского края в норме. Учреждения, входящие в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения работают в режиме повседневной деятельности.
1.9. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения населения
По данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в настоящее время техническое состояние объектов ЖКХ удовлетворительное.
По данным ЕДДС Пермского края за прошедший месяц происшествий в ЖКХ зарегистрировано – 1.
2. Прогноз ЧС на ноябрь 2025 года
2.1. Прогноз неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений на ноябрь 2025 года

Согласно долгосрочным прогнозам на ноябрь 2025 года, опубликованным Гидрометцентром России, средняя температура воздуха в Пермском крае ожидается выше климатической нормы, количество осадков ожидается в пределах нормы.
2.2. Прогноз природно-техногенных чрезвычайных ситуаций:
Возникновение природных ЧС, обусловленных опасными гидрологическими явлениями, в ноябре 2025 года не прогнозируется.
Существует вероятность обрушения слабоукрепленных, широкоформатных, ветхих конструкций, рекламных сооружений, деревьев (погодные условия - выпадение осадков различной интенсивности, порывы ветра).
В связи с возможными неблагоприятными метеорологическими явлениями, выпадением осадков, порывами ветра, изношенностью электросетей существует вероятность возникновения нарушения электроснабжения, связанной с обрывом (повреждением) ЛЭП и линий связи, а также обрушения слабо укреплённых, ветхих, широкоформатных, рекламных конструкций и повреждения кровли.
Прогнозируются риски возникновения аварийных ситуаций и происшествий, с учетом степени износа элементов и систем оборудования ТЭК и ЖКХ и влиянием метеорологических условий, на объектах энергетики.
Возможны аварии на котельных, случаи выхода из строя отдельных участков теплотрасс и трубопроводов обеспечения населения теплом и водой, связанные с прохождением отопительного периода.
Ссохраняется вероятность дорожно-транспортных происшествий на автодорогах федерального (табл. 1), регионального и местного значения на территории края. (Источник ЧС - несоблюдение правил дорожного движения, погодные условия).Таблица 1
Реестр сложных и опасных участков дорог на территории Пермского края
Индекс, номер, наименование | Муниципальное образование | Участок |
Р - 243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь подъезд к г. Кудымкар | Карагайский муниципальный округ | км 000+000 – км 091+342 |
Кудымкарский муниципальный округ |
Р - 243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь | Сивинский муниципальный округ | км 894+688 – км 1107+656 |
Карагайский муниципальный округ |
Нытвенский муниципальный округ |
Краснокамский муниципальный округ |
Пермский муниципальный округ |
Р-243 Кострома - Шарья Киров-Пермь, подъезд к п. Ачит, М-12 "Восток" | г. Пермь | км 009+154 – км 160+378 |
Пермский муниципальный округ |
Кунгурский муниципальный округ |
Суксунский муниципальный округ |
Р-243 Кострома- Шарья Киров-Пермь, подъезд к г. Ижевск, М-12 "Восток" | Нытвенский муниципальный округ | км 000+000 – км 086+546 |
Очерский муниципальный округ |
Большесосновский муниципальный округ |
Существует вероятность увеличения количества и площадей техногенных пожаров и погибших на них. Источник - нарушение норм пожарной безопасности: использование неисправного электрического и другого оборудования, неосторожное обращение с огнем, неосторожность при курении.
Существует вероятность аварий на объектах газовой и нефтяной промышленности, газопроводах и нефтепроводах, причины - несанкционированные врезки, порывы на участках с наибольшим износом, а также недостаточное взаимодействие подрядных организаций и заказчика при выполнении ремонтных работ.
Существует вероятность взрывов бытового газа в жилых домах и с этим риск внезапного обрушения зданий из-за нарушения правил безопасности при использовании газового оборудования на всей территории края.
Существует вероятность аварий на объектах химической промышленности с выбросом и (или) сбросом химически опасных веществ, причина - дефекты оборудования, нарушения требований безопасности.
Вероятность возникновения происшествий на железной дороге, связанных со сходом подвижного состава с рельсов, наездами на препятствия на переездах, транспортировкой химически опасных веществ, низкая. Источник - выработка ресурса подвижного состава; нарушение технологии производства ремонтных работ транспортных средств, в том числе предназначенных для перевозки опасных грузов; несвоевременный контроль неисправности пути.
2.3. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации
Сохраняется риск травматизма людей, связанный с гололедицей на дорогах и пешеходных тротуарах городов и населенных пунктов края.
Существует вероятность развития смешанной эпидемии гриппа умеренной интенсивности с участием вирусов: гриппа A(H3N2), пандемического гриппа A(H1N1) и гриппа «B».
Прогнозируется сезонный рост заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями.
Не исключается вероятность возникновения единичных вспышек острых кишечных инфекций, возникающих при употреблении в пищу недостаточно обработанных, некачественных продуктов питания и воды.
Чрезвычайные ситуации, обусловленные неблагоприятной эпизоотической обстановкой: по гриппу свиней, гриппу птиц, африканской чуме свиней, классической чуме свиней и по другим особо опасным болезням сельскохозяйственных животных, на территории Пермского края не прогнозируются.
ЧС, обусловленные неблагоприятной эпизоотической обстановкой на территории Пермского края, не прогнозируются.
Возникновение ЧС (происшествий), обусловленных неблагоприятной фитосанитарной обстановкой не прогнозируется.
Рекомендуемые превентивные мероприятия территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти Пермского края, органам местного самоуправления, руководителям ведомств и организаций:
- обеспечить принятие (на основе прогнозируемой вероятности возникновения ЧС и данных мониторинга складывающейся обстановки) решений о реализации комплекса предупредительных мероприятий и определение состава сил и средств ТП РСЧС;
- выполнить комплекс нижеперечисленных превентивных мероприятий и обеспечить готовность к реагированию на возможные ЧС (происшествия) в соответствии с прогнозом неблагоприятных метеорологических явлений с учетом имеющихся рисков, инициировать своевременное введение необходимых режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, обратить особое внимание на оповещение и информирование населения, а также работу со СМИ;
- обеспечить контроль за готовностью аварийно-спасательных служб и служб экстренного реагирования, для проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ;
- организовать инструктирование и проверку готовности ЕДДС городских округов и муниципальных районов, ДДС предприятий жизнеобеспечения, потенциально опасных и критически важных объектов, аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных формирований, предназначенных для ликвидации возможных аварий и ЧС;
- организовать готовность резервных источников питания к работе;
- восполнять при необходимости резервы материальных ресурсов, созданные для ликвидации ЧС;
- в случае возникновения происшествий и ЧС организовать развертывание пунктов временного размещения для эвакуации населения;
- организовать контроль за состоянием автодорог, проходящих по муниципальным образованиям;
- проверить работоспособность систем оповещения и пожаротушения, средств связи с экстренными службами и т.д.;
- организовать контроль за состоянием источников противопожарного водоснабжения, обеспечить своевременное их обслуживание;
- организовать разъяснительную работу с населением о соблюдении правил дорожного движения на автодорогах, о соблюдении правил пожарной безопасности в жилом секторе, о правилах поведения на массовых мероприятиях, о мерах поведения на водных объектах;
- совместно с организациями, обслуживающими жилой фонд, проводить разъяснительную работу с потребителями (абонентами) природного газа по пользованию газом в быту и содержанию ими газового оборудования в исправном состоянии, проводить мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации газового оборудования;
- организовать мероприятия по профилактике несчастных случаев и гибели людей на водных объектах;
- вести контроль устойчивой работы объектов ЖКХ, объектов жизнедеятельности (энергетики, газоснабжения, водоснабжения);
- при ухудшении обстановки, угрозе или возникновении ЧС, организовать незамедлительное информационное взаимодействие на всех уровнях управления;
- организовать взаимодействие с метеостанциями по контролю за гидрометеорологической обстановкой;
- осуществлять мониторинг за функционированием объектов ЖКХ, энергоснабжением, аварии на которых могут повлечь за собой нарушение жизнедеятельности населения;
- продолжить проведение комплекса мероприятий по эпизоотическому, санитарно-эпидемиологическому благополучию;
- при реагировании на чрезвычайные ситуации уделять внимание на организацию межведомственного взаимодействия.
Предыдущая