13/02/2024
Среднесрочный прогноз чрезвычайных ситуаций на территории Пермского края
Среднесрочный прогноз чрезвычайных ситуаций на территории Пермского края на февраль 2024 года
1. Обстановка
1.1. Чрезвычайные ситуации:
За период с 19 декабря 2023 года по 18 января 2024 года на территории Пермского края чрезвычайных ситуаций зарегистрировано – 0.
С начала 2024 года чрезвычайных ситуаций зарегистрировано – 0 (АППГ – 0).
1.2. Чрезвычайные ситуации, находящиеся на контроле:
- 01.12.2006 г. вследствие неконтролируемого затопления грунтовыми водами шахт калийного рудника на БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» г. Березники произошло обрушение горных пород, повлекшее образование воронок на земной поверхности:
1) 28.07.2007 г. в результате аварии на руднике Первого Березниковского калийного рудоуправления образовался провал. В настоящее время провал заполнен водой, абсолютная отметка уровня воды в провальной воронке составляет 108,12 м.
2) 25.11.2010 г. образовалась воронка на железнодорожной станции г. Березники. В настоящее время воронка заполнена водой, абсолютная отметка уровня воды в воронке составляет 107,70 м.
3) 04.12.2011 г. образовалась воронка севернее нефункционирующего здания Березниковского шахтно-строительного рудоуправления. В настоящее время размеры воронки составляют 144 х 135 м, за прошедший месяц увеличение размеров воронки не зафиксировано.
4) 17.02.2015 г. обнаружена воронка восточнее нежилого дома по адресу:
г. Березники, ул. Калийная, 9 (южнее школы № 26). В настоящее время размеры воронки составляют 30,5 на 32,5 м, глубина 14,2 м, за прошедший месяц увеличение размеров воронки не зафиксировано.
5) 22.03.2017 обнаружена воронка в районе дома по адресу: г. Березники,
ул. Котовского, 29 г. Березники выявлена воронка на земной поверхности.
В настоящее время размеры воронки составляют 5,0 х 5,0 м, глубина 2,0 м,
за прошедший месяц увеличение размеров воронки не зафиксировано.
6) 09.04.2017 г. обнаружена воронка в 16,5 метрах восточнее воронки, выявленной 22.03.2017 г. В настоящее время размеры воронки составляют 12,0 х 18,5 м, глубина 13,0 м, за прошедший месяц увеличение размеров воронки не зафиксировано.
7) 18.04.2018 г. обнаружена воронка по адресу: г. Березники, ул. Котовского, 33 (в 8 метрах восточнее воронки, выявленной 09.04.2017 г.). В настоящее время размеры воронки составляют 6,0 х 8,0 м, глубина 4,3 м, за прошедший месяц увеличение размеров воронки не зафиксировано.
- 18.11.2014 г. в результате поступления солевого раствора в шахту СКРУ-2 ПАО «Уралкалий», расположенную по адресу: г. Соликамск, ул. Мичурина, 1 произошло карстообразование (размыв) пород в водозащитной толще, повлекшее образование воронок на земной поверхности.
По результатам последних нескольких циклов наблюдений, с учетом текущего уровня, фиксируется объединение контуров двух провалов в один с общим размером: 173,5 на 141,3 м, глубина воронки составляет 0,1 м.
1.3. Пожарная обстановка:
За прошедший месяц на территории Пермского края зарегистрировано:
- 296 пожаров, АППГ – 358 пожаров (-17,3%);
- погибло 39 чел., АППГ – 18 чел. (2,2р), в том числе детей – 0 чел.;
- травмировано 17 чел., АППГ – 22 чел. (-22,7%), в том числе детей – 0 чел.;
- спасено 61 чел., АППГ – 37 чел. (64,9%), в том числе детей – 19 чел.;
- спасено материальных ценностей на сумму 445025,00 тыс. руб., АППГ – 438010,00 тыс. руб. (1,6%).
1.4. Дорожно-транспортные происшествия:
За прошедший месяц на территории Пермского края произошло 243 ДТП, АППГ – 162 (50%), в результате которых пострадало 207 чел., АППГ – 146 чел.
(41,78%), из них: погибло 35 чел., АППГ – 15 чел. (2,3р), спасено 10 чел., АППГ – 11 чел. (-9,09%).
1.5. Гидрометеорологическая обстановка:
1.5.1. Метеорологическая обстановка
Обзор погодных условий в декабре 2023 года
Температурный фон в ноябре оказался на 1–3° ниже климатической нормы и составил −5…-11°С. Положительной аномалией температуры отмечались только третья декада, 20-22 декабря зафиксирована оттепель, обусловленная выносом черноморской воздушной массы, по данным МС Пермь перекрыты суточные максимумы 21 и 22 декабря (соответственно 1,9°С, прежнее значение 1,7°С, установлено в 1986 г. и 3,1°С, установлен в 1936 г.). Особенно холодной стала первая декада, когда в системе обширного антициклона в регион вторгался арктический воздух, в результате с 5 по 14 декабря в Пермском крае установилась аномально холодная погода со средней суточной температурой воздуха на 7-30°С ниже климатической нормы (опасное природное явление), 8 и 12 декабря на юго-востоке региона морозы усилились и достигли критерия ОЯ «сильные морозы»
(-43...~41°С).
Осадки в декабре 2023 года
Атмосферные осадки распределились неравномерно, В первой декаде их выпало около нормы на юге региона, на севере отмечался недобор, во второй декаде, наоборот, в третьей декаде осадков было много повсеместно. В результате за месяц выпало 34-84 мм, что составляет 80-120% от климатической нормы, для отдельных западных районов 69-74% нормы.
Агроклиматические условия
Перезимовка озимых культур и многолетних трав проходила преимущественно при удовлетворительных условиях. К наступлению сильных морозов посевы были надежно защищены снежным покровом высотой около
30-40 см. С наступлением аномального тепла в третьей декаде декабря снежный покров уменьшился на 5-18 см, но уже к концу месяца был около и больше нормы: 30-45 см. Промерзание почвы слабое: в большинстве центральных, западных
и крайних южных районов 0-15 см, на остальной территории около 20-30 см,
что около и меньше нормы.
Опасные метеорологические явления:
Работу различных отраслей экономики осложняли часто образующиеся гололедно-изморозевые отложения и отложения мокрого снега (диаметром
до 11 мм), в конце ноября на МС Бисер сформировалось ОЯ - сложное отложение (сочетание изморози и гололеда), которое разрушилось только
21 декабря, максимальный диаметр составил 47 мм. В третьей декаде на дорогах отмечалась гололедица, в южных районах усиление ветра до 15 м/с, местами - сильные снегопады (6-14 мм/ 12 ч), при них отмечено ухудшение видимости
до 50 м. Редко в отдельных районах формировались туманы с видимостью
до 200 м.
1.5.2. Гидрологическая обстановка:
По данным Пермского ЦГМС - филиала ФГБУ «Уральское УГМС» водность рек Пермского края составила 50-90% средней многолетней величины. Приток воды в Камское водохранилище 70% среднего многолетнего значения. Толщина льда на реках и водохранилищах к концу второй декады декабря в основном составляла 20-35 см, что на 5-15 см меньше среднего, местами близка к среднему значению и на 5¬10 см больше.
Режим работы Камского и Воткинского гидроузлов:
Федеральным агентством водных ресурсов установлен порядок регулирования режимов функционирования Камского и Воткинского водохранилищ в строгом соответствии с диспетчерскими графиками Камского и Воткинского гидроузлов.
Режимы подлежат оперативной корректировке в зависимости от складывающихся гидрометеорологических условий и водохозяйственной обстановки.
1.6. Ледовая обстановка и происшествия на водных объектах
1.6.1. Ледовая обстановка на территории Пермского края
На территории Пермского края находятся в эксплуатации 10 ледовых переправ: (Соликамский ГО р. Кама; Кунгурский МО, р. Сылва – 2; Оханский ГО,
р .Кама; Чусовской ГО, р. Чусовая – 2; Гайнский МО, р. Кама - 3; Косинский МО,
р. Коса).
Основным условием безопасного пребывания человека на льду является соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке. Безопасная толщина льда для одного человека - не менее 10 см, для совершения пешей переправы - 15 см и более, для проезда автомобилей - не менее 30 см.
1.6.2. Происшествия на водных объектах
По данным ЕДДС Пермского края за прошедший месяц на водных объектах Пермского края происшествий зарегистрировано - 0.
1.7. Биолого - социальная обстановка:
1.7.1. Эпидемиологическая обстановка:
По данным эпидемиологического отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю на территории Пермского края особо опасных болезней за прошедший месяц не зарегистрировано.
Эпидемическая обстановка на территории края оценивается, как стабильная.
Мониторинг заболеваемости ОРВИ и гриппом в Пермском крае за неделю
За прошедшую неделю в регионе зарегистрировано 22429 случаев ОРВИ, что выше показателя прошлой недели на 49,5%. Эпидемический порог превышен среди взрослого населения.
По данным лабораторного мониторинга, среди больных ОРВИ циркулируют возбудители негриппозной этиологии - вирусы парагриппа, риновирусы, аденовирусы, вирусы гриппа А.
1.7.2. Эпизоотическая обстановка
По данным Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю, на территории Пермского края эпизоотическая обстановка стабильная.
Контроль на территории Пермского края по недопущению завоза инфекционных болезней организован. Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю работают в плановом режиме.
1.8. Радиационная, химическая, биологическая обстановка
По данным Пермского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС» радиационная, химическая и биологическая обстановка на территории Пермского края в норме. Учреждения, входящие в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения работают в режиме повседневной деятельности.
1.9. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения населения
По данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в настоящее время техническое состояние объектов ЖКХ удовлетворительное.
По данным ЕДДС Пермского края за прошедший месяц происшествий в ЖКХ зарегистрировано - 6 (водоснабжение – 3; теплоснабжение – 3).
1.10. Аварии на объектах промышленности
За прошедший месяц на территории Пермского края на нефтепроводных и газопроводных магистралях чрезвычайных ситуаций не зарегистрировано.
2. Прогноз ЧС на февраль 2024 года
2.1. Прогноз неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений на февраль 2024 года
Согласно долгосрочным прогнозам на февраль 2024 года, опубликованным Гидрометцентром России, средняя температура в феврале будет в пределах климатической нормы и выше, количество осадков в Пермском крае ожидается в пределах нормы.
2.2. Прогноз природно-техногенных чрезвычайных ситуаций:
В связи с возможными неблагоприятными метеорологическими явлениями, выпадением осадков различной интенсивности, понижением температуры, гололедно-изморозевыми отложениями на проводах и деревьях, порывами ветра, изношенностью электросетей существует вероятность возникновения нарушения электроснабжения, связанной с обрывом (повреждением) ЛЭП и линий связи, а также обрушения слабо укреплённых, ветхих, широкоформатных, рекламных конструкций и повреждения кровли.
Прогнозируются риски возникновения аварийных ситуаций и происшествий, с учетом степени износа элементов и систем оборудования ТЭК и ЖКХ и влиянием метеорологических условий, на объектах энергетики.
В связи с выпадением снега, колебаниями температуры воздуха существует вероятность схода снега и наледи с крыш зданий, навесов, козырьков на население и автомобили.
Существует вероятность травматизма людей, связанная с падением на льду вследствие неудовлетворительного состояния тротуаров, прилегающей территории жилых домов, причина – гололедица. Возможно увеличение обращений граждан в медицинские учреждения в связи с получением травм (переломы, вывихи, ушибы).
В связи с неудовлетворительным состоянием дорожного покрытия, несоблюдением правил дорожного движения сохраняется вероятность дорожно-транспортных происшествий, ограничений в движении транспорта на автодорогах федерального (табл. 1), регионального и местного значения на территории края. (Источник ЧС - несоблюдение правил дорожного движения, погодные условия, неисправность транспортных средств, человеческий фактор).
Таблица 1
Реестр сложных и опасных участков дорог на территории Пермского края
Индекс, номер, наименование | Муниципальное образование | Участок |
Р-242 Пермь – Екатеринбург | Кунгурский муниципальный округ | км 69-70, км 96-97 (затороопасный) |
Суксунский городской округ | км 125, 135, 137, 148 (спуск-подъем) (затороопасный) |
М-7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа | Очерский городской округ | км 383, км 396 – км 397, 404-410 (спуск-подъем) (затороопасный) |
Нытвенский городской округ | км 426 – км 427, км 438 – км 441 (спуск-подъем) (затороопасный) |
г. Пермь, Кировский район | км 487 |
г. Пермь, Пермский район | км 490 – км 491 |
г. Пермь, Индустриальный район | км 499, км 502 |
А-153 Нытва – Кудымкар | Нытвенский городской округ | км 4-15 (спуск-подъем) (затороопасный) |
Р-243 Кострома – Шарья – Киров – Пермь | Сивинский муниципальный округ | км 958 – км 968 (спуск-подъем) (затороопасный) |
Количество пожаров в жилом секторе прогнозируется на уровне среднемноголетних значений. Источник - несоблюдение правил пожарной безопасности, использование неисправного электрического и другого оборудования, неосторожное обращение с огнем, неисправность печей и дымоходов.
Существует вероятность отравления людей угарным газом при неправильном использовании печного и газового оборудования, а так же в гаражах в условиях не соблюдения мер безопасности при прогреве автомобилей.
Существует вероятность аварий на объектах газовой и нефтяной промышленности, газопроводах и нефтепроводах, причины - несанкционированные врезки, порывы на участках с наибольшим износом, а также недостаточное взаимодействие подрядных организаций и заказчика при выполнении ремонтных работ.
Существует вероятность взрывов бытового газа в жилых домах и с этим риск внезапного обрушения зданий из-за нарушения правил безопасности при использовании газового оборудования на всей территории края.
Существует вероятность аварий на объектах химической промышленности с выбросом и (или) сбросом химически опасных веществ, причина - дефекты оборудования, нарушения требований безопасности.
Вероятность возникновения происшествий на железной дороге, связанных со сходом подвижного состава с рельсов, наездами на препятствия на переездах, транспортировкой химически опасных веществ, низкая. Источник - выработка ресурса подвижного состава; нарушение технологии производства ремонтных работ транспортных средств, в том числе предназначенных для перевозки опасных грузов; несвоевременный контроль неисправности пути.
2.3. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации
Существует вероятность развития смешанной эпидемии гриппа умеренной интенсивности с участием вирусов: гриппа A(H3N2), пандемического гриппа A(H1N1) и гриппа «B».
Прогнозируется сезонный рост заболеваемости острыми респираторными вирусными и короновирусной инфекциями.
Увеличение пищевых и алкогольных отравлений, заболеваний острыми кишечными инфекциями.
Чрезвычайные ситуации, обусловленные неблагоприятной эпизоотической обстановкой: по гриппу свиней, гриппу птиц, африканской чуме свиней, классической чуме свиней и по другим особо опасным болезням сельскохозяйственных животных, на территории Пермского края не прогнозируются.
ЧС, обусловленные неблагоприятной эпизоотической обстановкой на территории Пермского края, не прогнозируются.
Возникновение ЧС (происшествий), обусловленных неблагоприятной фитосанитарной обстановкой не прогнозируется.
Рекомендуемые превентивные мероприятия территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти Пермского края, органам местного самоуправления, руководителям ведомств и организаций:
- обеспечить принятие (на основе прогнозируемой вероятности возникновения ЧС и данных мониторинга складывающейся обстановки) решений о реализации комплекса предупредительных мероприятий и определение состава сил и средств ТП РСЧС;
- выполнить комплекс нижеперечисленных превентивных мероприятий и обеспечить готовность к реагированию на возможные ЧС (происшествия) в соответствии с прогнозом неблагоприятных метеорологических явлений с учетом имеющихся рисков, инициировать своевременное введение необходимых режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, обратить особое внимание на оповещение и информирование населения, а также работу со СМИ;
- обеспечить контроль за готовностью аварийно-спасательных служб и служб экстренного реагирования, для проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ;
- организовать инструктирование и проверку готовности ЕДДС городских округов и муниципальных районов, ДДС предприятий жизнеобеспечения, потенциально опасных и критически важных объектов, аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных формирований, предназначенных для ликвидации возможных аварий и ЧС;
- организовать готовность резервных источников питания к работе;
- восполнять при необходимости резервы материальных ресурсов, созданные для ликвидации ЧС;
- в случае возникновения происшествий и ЧС организовать развертывание пунктов временного размещения для эвакуации населения;
- организовать контроль за состоянием автодорог, проходящих по муниципальным образованиям;
- проверить работоспособность систем оповещения и пожаротушения, средств связи с экстренными службами и т.д.;
- организовать контроль за состоянием источников противопожарного водоснабжения, обеспечить своевременное их обслуживание;
- организовать разъяснительную работу с населением о соблюдении правил дорожного движения на автодорогах, о соблюдении правил пожарной безопасности в жилом секторе, о правилах поведения на массовых мероприятиях, о мерах поведения на водных объектах;
- совместно с организациями, обслуживающими жилой фонд, проводить разъяснительную работу с потребителями (абонентами) природного газа по пользованию газом в быту и содержанию ими газового оборудования в исправном состоянии, проводить мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации газового оборудования;
- организовать мероприятия по профилактике несчастных случаев и гибели людей на водных объектах;
- вести контроль устойчивой работы объектов ЖКХ, объектов жизнедеятельности (энергетики, газоснабжения, водоснабжения);
- при ухудшении обстановки, угрозе или возникновении ЧС, организовать незамедлительное информационное взаимодействие на всех уровнях управления;
- организовать взаимодействие с метеостанциями по контролю за гидрометеорологической обстановкой;
- осуществлять мониторинг за функционированием объектов ЖКХ, энергоснабжением, аварии на которых могут повлечь за собой нарушение жизнедеятельности населения;
- продолжить проведение комплекса мероприятий по эпизоотическому, санитарно-эпидемиологическому благополучию;
- при реагировании на чрезвычайные ситуации уделять внимание на организацию межведомственного взаимодействия.
Предыдущая Следующая