Государственное казенное учреждение Пермского Края "Гражданская защита" Оперативный дежурный: +7 (342) 236 15 05 Факс: 236 35 19 (круглосуточно)
Государтственное казеное учреждение пермского края
Сводки Пресс-релизы Предупреждения Прогноз Уроки безопасности Об учреждении Телефоны экстренных служб края Контакты

  Календарь публикаций:
Месяц: июнь
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  Последние сводки:
10/06/2025   Оперативная обстановка на территории Пермского края
За сутки (с 9 июня по 10 июня) читать
09/06/2025   Оперативная обстановка на территории Пермского края
За сутки (с 08.06.2025 до 09.06.2025) читать
03/06/2025   Оперативная обстановка на территории Пермского края
За сутки (с 2 июня по 3 июня) читать
30/05/2025   Оперативная обстановка на территории Пермского края
За сутки (с 29 мая по 30 мая) читать
28/05/2025   Оперативная обстановка на территории Пермского края
За сутки (с 27 мая по 28 мая) читать
27/05/2025   Оперативная обстановка на территории Пермского края
За сутки (с 26 мая по 27 мая) читать
26/05/2025   Оперативная обстановка на территории Пермского края
За сутки (с 25 мая по 26 мая) читать
23/05/2025   Оперативная обстановка на территории Пермского края
За сутки (с 22 мая по 23 мая) читать
 

“ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ”
Временные правила организации и проведения соревнований учащихся Российской Федерации
Утверждены Зам. министра общего и профессионального
образования 20 декабря 1998 г. и Зам. министра по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий 24 декабря 1998 г.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Цели, задачи и характер соревнований
1.1.1.Соревнования “Школа безопасности” (ШБ) проводятся с целью повышения технического и тактического мастерства участников, оценки возможностей команд, пропаганды и популяризации основ безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни, выявления лучших команд.
1.1.2.Соревнования заключаются в прохождении дистанций, имитирующих и воссоздающих экстремальные ситуации пребывания человека (группы) в естественных природных условиях, а также при чрезвычайных событиях техногенного и криминогенного характера.
Условием выполнения поставленных задач может быть как использование специального спортивного и технического снаряжения, так и выполнение задач без снаряжения.
Соревнования могут проводиться как в полевых условиях, так и на стадионах, при школьных участках, в спортзалах.
1.1.3.Соревнования могут проводиться по одной или нескольким дистанциям:
- длинные дистанции (“Маршрут выживания”, “Поисково-спасательные работы”);
- короткие дистанции (полоса препятствий, дистанция спасательных работ);
- соревнования по отдельным заданиям (этапам).
Соревнования на длинных дистанциях могут быть однодневными и многодневными.
Соревнования могут проводиться в программе туристских соревнований школьников как отдельные виды.
Задания, этапы, препятствия на дистанциях соревнований “Школа безопасности”, взятые из других видов спорта, имеющих правила их проведения (туризм, ориентирова­ние, спортивно-технические и прикладные виды), планируются и оцениваются в соответ­ствии с Правилами проведения соревнований по этим видам спорта.
1.1.4.Соревнования “ШБ” могут проводиться как командные, лично-командные, личные и в виде эстафеты.
1.2. Классификация соревнований
1.2.1.Характеристиками соревнований являются масштаб соревнований и класс дистанции.
1.2.2Соревнований “ШБ” по масштабу подразделяются:
- международные, на уровне команд регионов (при участии не менее 6 команд от не менее чем 3-х государств);
- Всероссийские соревнования;
- региональные соревнования;
- соревнования субъектов Российской Федерации (республиканские, краевые, областные);
- районные (городские);
- образовательных учреждений, поисково-спасательных формирований.
1.2.3. Соревнования гг. Москвы и Санкт-Петербурга имеют масштаб региональных.
1.2.5. Все виды дистанций (1.1.3.) делятся на три класса. Класс дистанции определяется ее протяженностью, количеством включенных в нее этапов, степенью сложности этапов (заданий) и самой дистанции (рельеф, характер и крутизна склонов, ширина и скорость течения рек, залесенность и т.д.).
1.2.6.Требования к классу дистанции:
Характеристика дистанций
Класс дистанций
1
2
3
Количество этапов
- на длинной дистанции
6-8 из не менее чем 4 групп этапов*
8- 12 из не менее чем 5 групп этапов*
12- 16 из не менее чем 6 групп этапов*
- на короткой дистанции
6-8
6-8
10- 12
Протяженность (в км)
- длинной дистанции (в день)
3-4
4-8
6- 12
- короткой дистанции
0,5- 1
1 - 1,5
1 -2
* Раздел IX настоящих Правил
1.3. Организация соревнований
1.3.1.Соревнования проводятся в соответствии с настоящими Правилами, Положением о соревнованиях и Условиями их проведения.
1.3.2.Организация, проводящая соревнования:
- разрабатывает и утверждает Положение о соревнованиях;
- создает оргкомитет (штаб), дирекцию для подготовки и проведения соревнований;
- определяет и согласовывает место проведения соревнований;
- согласовывает вопросы подготовки и проведения соревнований с соответствующими организациями, на территории которых они проводятся;
- комплектует и утверждает Главную судейскую коллегию;
- -осуществляет материально-техническое, транспортное, хозяйственное обеспечение и медицинское обслуживание участников соревнований;
- решает вопросы безопасности участников соревнований, охраны природы;
- проводит установочный судейский семинар, обеспечивает финансирование.
1.3.3.В обязанности оргкомитета (штаба) соревнований входит:
- составление плана подготовки и проведения соревнований;
- размещение, организация питания и медицинского обслуживания участников и судей;
- подготовка и оборудование мест соревнований в соответствии с требованиями обеспечения безопасности участников соревнований;
- подготовка наглядной агитации, пропаганда соревнований в печати, по радио и телевидению.
При отсутствии оргкомитета (штаба) его обязанности возлагаются на организацию, проводящую соревнования.
1.4. Положение о соревнованиях
1.4.1.Положение является наравне с настоящими Правилами основным документом, которым руководствуются судейская коллегия и участники соревнований.
1.4.2.Положение не должно противоречить настоящим Правилам.
1.4.3.Положение должно быть направлено организациям, участвующим в соревнованиях Всероссийского масштаба, не позднее чем за 3 месяца; в соревнованиях регионального, республиканского, областного, окружного - за 2 месяца; городского, районного масштабов - не позднее чем за 1 месяц до их начала.
1.4.4.Положение о соревнованиях должно включать следующие разделы:
- цели и задачи;
- время и место проведения соревнований;
- участники соревнований;
- руководство подготовкой и проведением соревнований;
- программа соревнований;
- определение результатов соревнований,
- награждение победителей;
- условия приема команд;
- финансирование;
- сроки и порядок подачи заявок.
Приложения к Положению о соревнованиях:
- перечень необходимого снаряжения;
- форма предварительной заявки на участие в соревнованиях;
- условия проведения отдельных видов соревнований;
- правила техники безопасности для отдельных видов соревнований.
1.4.5.В дополнение к положению по необходимости готовится информация. Дополнительная информация по данному виду доводится до сведения команд не позднее чем за 2 часа до начала соревнований.
1.4.6.Изменения и дополнения к Положению имеет право вносить организация, утвердившая его, или оргкомитет совместно с главной судейской коллегией не позднее начала первой жеребьевки на данных соревнованиях.
1.5. Мандатная комиссия и жюри
1.5.1.На соревнованиях всероссийского, регионального, субъектов Федерации масштабов прием и проверку заявок, а также установленных Положением сведений об участниках, представителях осуществляет мандатная комиссия, возглавляемая представителем проводящей соревнования организации, в состав которой входят главный секретарь соревнований и заместитель главного судьи по медико-санитарному обеспечению.
1.5.2.В соревнованиях городского, районного и школьного масштабов функции мандатной комиссии могут быть возложены на секретариат соревнований при участии врача.
1.5.3.На соревнованиях всероссийского и регионального масштабов создается апелляционное жюри для осуществления общего наблюдения за ходом соревнований и решения сложных вопросов, связанных с толкованием Правил соревнований. Жюри состоит из трех-пяти человек: председателя, членов жюри, назначаемых организацией, проводящей соревнования, из числа высококвалифицированных специалистов и главного судьи соревнований.
Все решения принимаются большинством голосов. Жюри представляет заключение о проведенных соревнованиях и предложение об оценке работы главного судьи.
1.6. Протесты
1.6.1.Представитель, руководитель имеет право подать главному секретарю соревнований протест в письменном виде на решение судей, если они противоречат настоящим Правилам, Положению о соревнованиях и Условиям, с обязательны указанием пунктов, которые протестующий считает нарушенными.
1.6.2.Протесты о нарушении Правил и Положения в части подготовки или организации самих соревнований подаются не позднее, чем за 1 час до начала соревнований по данному виду (дистанции).
1.6.3.Протесты на действия участников, судей, обслуживающего персонала, повлекшие нарушения Условий соревнований, Положения или Правил соревнований влияющие на результат команды-заявителя, подаются не позднее 30 минут после финиша заявителя (команды).
Протесты, касающиеся результатов выступления (обсчет результатов) подаются не позднее 30 минут после опубликования предварительных результатов команды данном виде соревнований.
1.6.4.Решения судейской коллегии, связанные с вопросами безопасности, включая отмену соревнований или перерыв в их проведении, не могут служить поводом для протестов.
1.6.5.Протест должен быть рассмотрен Главной судейской коллегией до утверждения технических результатов соревнований, но не позднее чем через 24 часа с момента подачи протеста.
Окончательное решение по протестам принимает главный судья соревнований
1.6.6.Если поданный протест невозможно рассмотреть до окончания соревнований, судейская коллегия может допустить участников (команду) к дальнейшим соревнованиям условно “под протестом”. Результаты выступления утверждаются после решения вопроса о протесте.
1.6.7.Судейская коллегия выслушивает по протесту обе стороны, но при неявке одной из них решение может быть принято в ее отсутствие.
1.6.8.Решение по протесту должно быть оформлено протоколом и сообщено заявителю.
1.6.9.За необоснованный протест и некорректное поведение на подававшего может быть наложено взыскание.
1.7. Заявки на участие в соревнованиях
1.7.1.Предварительная заявка на участие в соревнованиях подается в организацию, проводящую соревнования, а именная в Главную судейскую коллегию (мандатную комиссию) в сроки, установленные Положением о соревнованиях. В именной заявке против фамилии каждого участника ставится подпись врача, заверенная печатью медицинского учреждения. Допуском к участию в соревнованиях может служит также справка медицинского учреждения, заверенная его печатью.
1.7.2.Техническая заявка подается накануне дня соревнований по данному вид главному секретарю вида и подписывается представителем команды. Перезаявка подается в судейскую коллегию вида соревнований не позднее, чем за час до его начала. Изменением заявки считается перевод запасного участника соревнований в основной состав команды или включение в число участников ранее не заявленного на данный вид программы, но включенного в общую заявку.
1.8. Медицинское обслуживание
1.8.1.Соревнования обеспечиваются медицинским обслуживанием со дня заезда команд, указанного в Положении о соревнованиях и до назначенного Положением дня разъезда команд.
1.8.2.Основными задачами медицинского обслуживания являются:
- контроль за состоянием здоровья и предупреждение травматизма среди участников соревнований;
- оказание первой медицинской помощи участникам непосредственно в местах соревнований;
- транспортировка пострадавших участников;
- контроль за местами размещения и питания участников.
1.8.3.О местах расположения пунктов медицинской помощи должны быть информированы судьи, представители, руководители групп и участники.
1.8.4.Медицинские работники, обслуживающие соревнования, должны быть обеспечены ясно видимыми отличительными знакам
РАЗДЕЛ 2. УЧАСТНИКИ СЛЕТОВ-СОРЕВНОВАНИЙ
2.1. Возрастные группы и комплектование команд
2.1.1.Возрастные группы участников соревнований определяются Положением о слете-соревновании. Возраст определяется на момент начала соревнований.
2.1.2.Участники соревнований делятся на следующие возрастные группы:
М,Ж-9 (9-10лет);
М,Ж-11 (11-12 лет);
М,Ж-13 (13-14 лет);
М.Ж-15 (15-16 лет);
М.Ж-17 (17-18 лет).
Возможно также комплектование возрастных групп по учебным классам.
2.1.3. Нормы представительства, количественный состав команд, соотношение в них юношей и девушек определяются Положением о соревнованиях.
2.2. Допуск к соревнованиям
2.2.1.К соревнованиям допускаются команды, участники которых имеют соответствующий опыт, получившие разрешение врача и включенные в заявку на участие в соревнованиях. Требуемая квалификация определяются Положением о соревнованиях.
2.2.2. Участники допускаются к соревнованиям только по своей возрастной группе. Участникам младших возрастов разрешается участвовать в соревнованиях смежной старшей возрастной группы при наличии соответствующего заключения врача и тренера о соответствии состояния здоровья и технической подготовки к данным дистанциям (спецдопуск).
2.3. Права и обязанности участников соревнований
2.3.1.Участник обязан:
- соблюдать морально-этические нормы поведения спортсмена, быть дисциплинированным и вежливым;
- выполнять настоящие Правила, Положение о данных соревнованиях (незнание этих документов не освобождает участников от ответственности за допущенные нарушения), правила техники безопасности для отдельных видов соревнований;
- быть подготовленным к соревнованиям, знать расписание стартов и своевременно являться на старт;
- соблюдать меры безопасности, оказывать помощь участникам, получившим на трассе травму или попавшим в опасное положение;
- бережно относиться к инвентарю и оборудованию на дистанции, а также к снаряжению, выданному организацией, проводящей соревнования;
- знать и выполнять правила охраны природы.
2.3.2.Участнику запрещается:
- выходить на трассу соревнований без разрешения судейской коллегии;
- применять снаряжение и средства передвижения, не предусмотренные настоящими Правилами, Положением о проведении данных соревнований;
- вмешиваться в работу судейской коллегии.
За указанные нарушения судейская коллегия имеет право наказать как отдельно­го участника, так и всю команду.
2.3.3.Команды (группы), участники могут быть сняты с соревнований, отдельных этапов:
- за нарушения настоящих Правил, Положения о проведении соревнований;
- за невыполнение требований судей по обеспечению мер безопасности;
- за использование посторонней помощи (кроме медицинской), в том числе за вмешательство в действия команды ее представителя;
- за действия которые помешали участникам другой команды во время их выступления;
- за явную техническую неподготовленность к соревнованиям;
- за несвоевременную явку на старт по неуважительным причинам;
- за нарушения правил охраны природы;
- при получении участником травмы, требующей оказания серьезной медицинской помощи (по решению врача соревнований или службы безопасности);
- за нарушения морально-этических норм поведения спортсмена;
- за неисправное или плохого качества лично - командное снаряжение, не обеспечивающее безопасность;
- за превышение контрольного времени;
- за невыполнение задания этапа, нарушение порядка прохождения этапов, контрольных пунктов.
Снятие команд (участников) с соревнований или отдельных видов соревнований или их временное отстранение от выступлений (с фиксацией задержки в протоколе) осуществляется только главным судьей или судьями, уполномоченными на это главным судьей соревнований. Их решение подлежит утверждению Главной судейской коллегией соревнований.
2.3.4. Команды (группы, участники) сошедшие с дистанции, должны сообщить об этом старшему судье на финише лично или через представителей команды, а в случае, если это невозможно, судье на дистанции.
2.4. Представитель, тренер, его заместитель и капитан команды
2.4.1.Организация, направляющая команду для участия в соревнованиях, назначает своего представителя, который является посредником между командой и судейской коллегией. Тренер и заместитель (помощник) тренера, назначаются приказом направляющей организации. Обязанности представителя в его отсутствие могут выполнять тренер или его заместитель.
Капитан (командир группы) выбирается из числа участников, включенных в заявку.
2.4.2.Представитель (тренер) команды отвечает за дисциплину членов группы, обеспечивает их своевременную явку на соревнования.
2.4.3.Представитель (тренер) команды имеет право:
- получать сведения о ходе и результатах соревнований в судейской коллегии;
- при необходимости подавать протесты и заявления в письменном виде.
2.4.4. Представитель (тренер) команды обязан:
- знать и выполнять настоящие Правила, Положение данных соревнований;
- осуществлять педагогическое руководство группой;
- присутствовать на заседаниях судейской коллегии, проводимых совместно с представителями, и доводить до участников все полученные там сведения;
- выполнять все требования оргкомитета (штаба) и судейской коллегии, соблюдать педагогическую этику;
- обеспечивать своевременную явку участников на старт или в судейскую коллегию;
- подавать заявки или перезаявки, в случае необходимости;
- находиться в период соревнований в отведенном для представителя месте;
- не покидать место проведения соревнований, не убедившись, что все участники команды благополучно закончили соревнования;
- сообщать старшему судье на финише об участниках, сошедших или не вернувшихся по истечении контрольного времени;
- по окончании соревнований сообщить главному судье о возвращении всех участников команды с дистанции и получить разрешение на отъезд;
- под руководством начальника дистанции принять участие в поисках не вернувшихся с дистанции участников.
2.4.5.Представителю (тренеру) команды запрещается:
- вмешиваться в работу судейской коллегии;
- давать указания участникам после их старта;
- находиться на дистанции во время соревнований без разрешения судейской коллегии.
2.4.6.В случае нарушения данных требований по решению Главной судейской коллегии представитель (тренер) может быть лишен права представительства, при этом выполнение его обязанностей возлагается на заместителя представителя команды.
2.5. Форма одежды и снаряжение участников
2.5.1.Одежда участников соревнований должна соответствовать Положению и обеспечивать безопасность.
2.5.2.На соревнованиях участник пользуется как выданным организацией, проводящей соревнования, так и лично-командным снаряжением. Кроме обязательного, оговоренного Положением, участники могут пользоваться дополнительным снаряжением, допущенным к применению на данных соревнованиях.
2.5.3.Снаряжение и технические средства передвижения должны отвечать требованиям безопасности.
2.5.4.Участники соревнований должны иметь номера. Номера должны прикрепляться так, чтобы они не закрывались снаряжением и были видны судьям, участникам, зрителям.
РАЗДЕЛ 3. СУДЕЙСКАЯ КОЛЛЕГИЯ
3.1. Комплектование судейской коллегии
3.1.1.Состав судейской коллегии комплектуется и утверждается организацией, проводящей соревнования.
3.1.2.Количественный состав судейской коллегии определяется проводящей организацией в зависимости от масштаба соревнований и класса дистанций.
3.1.3.В состав судейской коллегии входят: главный судья соревнований и его заместители, главный секретарь и его заместители (они же - главные секретари видов), секретари, главные судьи по видам соревнований и их заместители, начальники дистанции и их помощники, судья-инспектор, старшие судьи и судьи на этапах, старте, финише, при участниках, по снаряжению, награждению и информации, врач, медсестра, комендант.
3.1.4.Работой судейской коллегии руководит Главная судейская коллегия, в состав которой входят:
- главный судья соревнований;
- заместители главного судьи:
по организационным вопросам, по судейству, по связи и информации, по безопасности,
по медико-санитарному обеспечению (врач соревнований), главные судьи видов соревнований,
- главный секретарь соревнований,
- начальники дистанции.
Состав Главной судейской коллегии утверждается не менее чем за 2 месяца до начала соревнований, а на соревнованиях всероссийского масштаба - не менее чем за 3 месяца.
3.1.5.Для судей перед началом соревнований проводится семинар или инструктаж под руководством главного судьи или его заместителей.
3.2. Обязанности судей
3.2.1. Судья обязан:
- знать и неуклонно выполнять Правила, Положение о соревнованиях;
-быть беспристрастным, дисциплинированным, принципиальным и объективным при оценке выступлений участников, команд (групп);
- не покидать место проведения соревнований до их окончания;
- останавливать участника или команду при возникновении ситуации, которая может привести к несчастному случаю, и добиваться исправления ошибок;
- носить установленную форму одежды и соответствующий его обязанностям отличительный знак.
3.2.2. Судья не имеет права:
- быть участником, тренером или представителем (руководителем, заместителем руководителя) команды (группы), участвующей в соревнованиях, которые он обслуживает;
- давать советы и оказывать участникам помощь на дистанции за исключением медицинской, по обеспечению безопасности и предусмотренной Положением о соревнованиях;
-допускать на дистанцию посторонних лиц без разрешения главного судьи вида;
- покидать рабочее место без разрешения судьи, которому он подчиняется.
3.3. Главный судья
3.3.1.Главный судья соревнований возглавляет судейскую коллегию и руководит проведением соревнований. Он несет ответственность за правильную организацию и четкое проведение соревнований в соответствии с настоящими Правилами, Положениями о соревнованиях и Условиями. Распоряжения главного судьи обязательны для судей, участников, представителей, руководителей и обслуживающего персонала.
3.1.2.Главный судья обязан:
- перед началом соревнований провести установочный семинар или инструктаж судей;
- распределить судей по бригадам с учетом их опыта;
-до начала соревнований утвердить акт приема-сдачи дистанции;
- проводить совещания с представителями команд, на которых знакомит с составом судейской коллегии, информацией о дистанциях, порядке и условиях проведения соревнований;
- проверить обеспеченность медицинским обслуживанием и средствами связи спасательной службы;
- определить персональный состав судей, имеющих право на снятие команд и участников в ходе соревнований;
- организовать поиск участников, не прибывших к финишу после окончания контрольного времени;
- проводить заседания судейской коллегии;
- принимать решения по поданным протестам в сроки, указанные в настоящих Правилах;
- по окончании соревнований дать оценку работы каждого судьи;
- после окончания соревнований в течение 2 недель сдать отчет и протоколы по соревнованиям в организацию, проводящую данные соревнования.
3.3.3.Главный судья имеет право:
- переносить время начала соревнований, если место соревнований, оборудование или инвентарь окажутся непригодными;
- прекращать дальнейшее проведение соревнований или прерывать их в случае неблагоприятных метеорологических условий или по какой-либо другой причине, которая может привести к несчастному случаю или сделает проведение соревнований невозможным;
- вносить изменения в программу соревнований в сторону их упрощения, если по условию их проведения в этом возникла необходимость, о чем представители команд должны быть поставлены в известность до начала соревнований;
- утверждать контрольное время прохождения дистанции и определять интервалы между стартами;
- проводить по ходу соревнований перемещение судей;
- отменять ошибочное решение судьи и отстранять от судейства судей, совершивших грубые ошибки или не справляющихся с исполнением возложенных на них обязанностей;
- не допускать к соревнованиям участников, которые по своему возрасту, опыту и экипировке не отвечают требованиям настоящих Правил, Положению о проведении данных соревнований;
- отстранять от дальнейшего участия в соревнованиях команды (группы) или участников, которые допустили грубое нарушение Правил, Положения о проведении данных соревнований или за недисциплинированное поведение и ходатайствовать о их дисквалификации;
- в исключительных случаях, если при выступлении команд (групп) участников возникли серьезные помехи по вине судейской коллегии, допускать их к повторному выступлению.
3.3.4.Главный судья решает все вопросы, возникшие во время соревнований, в том числе не предусмотренные настоящими Правилами, Положением о проведении соревнований.
3.3.5.Главный судья утверждает результаты соревнований.
3.4. Заместители главного судьи
В зависимости от масштаба соревнований в помощь главному судье назначается один или несколько заместителей, которые работают под его руководством. В случае отсутствия главного судьи один из заместителей исполняет его обязанности и пользуется всеми правами главного судьи.
3.4.1.Заместитель главного судьи по организационным вопросам координирует деятельность отдельных служб с организацией, проводящей соревнования, по всем вопросам материально-хозяйственного обеспечения, а также руководит работой коменданта и обслуживающего персонала.
3.4.2.Заместитель главного судьи по судейству осуществляет подбор судей, комплектование судейских бригад по видам соревнований и руководство их работой.
3.4.3.Заместитель главного судьи по связи и информации руководит работой бригады судей по информации и связи и несет ответственность за бесперебойную связь со всеми службами и качественную информацию о проводимых соревнованиях. При проведении соревнований обеспечивает связь
- с Главной судейской коллегией и судейскими коллегиями отдельных видов;
- с заместителем главного судьи по безопасности и медицинским пунктом;
- с отдельными сложными участками дистанции;
- между стартом и финишем.
Организует и контролирует:
- объявление программы и порядок проведения соревнований;
- передачу сообщений и распоряжений судейской коллегии;
- информацию о ходе и результатах соревнований.
3.4.4.Заместитель главного судьи по безопасности в зависимости от масштаба соревнований назначается из числа лиц, прошедших специальную подготовку. Он формирует спасательный отряд и руководит его действиями на данных соревнованиях.
3.4.4.1.Заместитель главного судьи по безопасности осуществляет надзор за мерами обеспечения безопасности и отвечает за безопасность проведения всех видов соревнований.
3.4.4.2.Заместитель главного судьи по безопасности обязан:
- проверить надежность оборудования на дистанции с целью исключения возможности несчастных случаев;
- совместно с главным судьей вида принять дистанцию и подписать акт о готовности дистанции к проведению соревнований;
- в необходимых случаях организовать посты контрольно-спасательной службы на дистанции и на отдельных сложных участках;
- осуществлять контроль за соблюдением мер безопасности на дистанции соревнований;
- по указанию главного судьи организовать спасательные работы и розыск заблудившихся участников.
3.4.4.3. Заместитель главного судьи по безопасности имеет право:
- временно закрывать дистанцию или участок дистанции при возникновении аварийной ситуации или для проведения спасательных работ;
- привлекать к проведению спасработ участников и судей соревнований;
- отстранять неподготовленные команды или участников.
3.4.5. Заместитель главного судьи по медико-санитарному обеспечению (врач соревнований):
- организует совместно с начальником дистанции пункты медицинской помощи на период подготовки и проведения соревнований;
- оказывает медицинскую помощь заболевшим или получившим травмы участникам соревнований, дает заключение о возможности их дальнейшего участия в них или организует эвакуацию пострадавших;
- контролирует соблюдение санитарно-гигиенических требований в местах размещения и питания участников, а также на местах проведения соревнований;
- принимает участие в работе мандатной комиссии, проверяет правильность оформления медицинского допуска участников к соревнованиям;
- по окончании соревнований дает сведения о медико-санитарном обеспечении участников и представляет главному судье отчет.
3.4.5.1. В распоряжении заместителя главного судьи по медико-санитарному обеспечению находится медицинский персонал и специальный транспорт.
3.5. Главные судьи вида (заместители главного судьи)
3.5.1.Главный судья по виду руководит работой судейской коллегией по виду соревнований в соответствии с настоящими Правилами, Положением о соревнованиях.
3.5.2.Главный судья по виду:
- готовит текст дополнительной информации по виду совместно с начальником дистанции;
- проводит заседание судейской коллегии по этому виду перед началом соревнования, а также в случае, когда он считает это необходимым;
- рассматривает протесты и заявления;
- по окончании соревнований представляет главному судье соревнований протоколы и письменный отчет о соревнованиях с оценкой работы судей.
3.5.3.Главный судья по виду имеет право:
-отстранять от участия в соревнованиях участников, команды (группы), нарушившие Правила, Положение о соревнованиях и Условия или нормы поведения, а также участников, команды, группы, явно неподготовленные к данным соревнованиям;
- отменять решение судьи, если лично убедился в ошибочности вынесенного решения;
- отстранять от работы судей, не справляющихся со своими обязанностями.
3.6. Главный секретарь и секретариат
3.6.1.Главный секретарь:
- руководит работой секретариата;
- принимает участие в работе мандатной комиссии;
- составляет перечень-заявку на канцелярские принадлежности, инвентарь, бланки протоколов, дипломы, организует их получение;
- отвечает за подготовку и оформление всей документации, относящейся к проведению соревнований;
- отвечает за правильность подсчета технических результатов, представляет их на утверждение Главной судейской коллегии;
- принимает заявки на участие в соревнованиях (где нет мандатной комиссии);
- ведет табель учета работы судей;
- по окончании соревнований выдает результаты представителям команд;
- готовит вместе с главным судьей отчет о соревнованиях;
- получает картографический материал, выдает его по счету главному судье вида, принимает от него использованный материал и сдает его в организацию, проводящую соревнования;
- делает запись об участии в судействе соревнований и его оценку в судейских удостоверениях;
- принимает от представителей команд протесты и передает их главному судье. Главному секретарю подчиняются все секретари, а также технические работники.
3.6.2.В помощь главному секретарю при необходимости назначаются заместители по видам соревнований, которые являются главными секретарями вида.
3.6.3.Заместители главного секретаря по видам (главные секретари вида):
- принимают технические и тактические заявки и перезаявки;
- проводят жеребьевку;
- составляют протоколы старта и финиша;
- выдают номера участников;
- регистрируют явку судей;
- получают у главного секретаря бланки протоколов, канцелярские принадлежности и выдают их судьям;
- организуют работу секретарей по подсчету результатов;
- представляют главному секретарю результаты соревнований по виду;
3.6.4. Судья по награждению
Судья по награждению входит в состав секретариата и готовит по указанию главного секретаря дипломы, грамоты, призы и другие документы и награды для вручения их победителям, оформляет отчетную документацию на выдачу материальных наград, принимает участие в организации проведения торжественных церемоний открытия и закрытия соревнований.
3.7. Начальник дистанции и его помощники
3.7.1.Начальник дистанции организует и контролирует подготовку дистанции и отвечает за ее исправность во время проведения соревнований.
3.7.2.Начальник дистанции подчиняется главному судье, заместителю главного судьи по безопасности, главному судье вида.
3.7.3.Начальнику дистанции в помощь могут назначаться помощники, которые работают под его руководством, а в его отсутствие - один из них выполняет его обязанности и пользуется его правами.
3.7.4.В распоряжение начальника дистанции по необходимости выделяются рабочие и транспорт для подготовки дистанции.
3.7.5.Начальник дистанции:
- принимает участие в выборе района соревнований и планирует дистанцию;
- прокладывает и полностью оборудует дистанцию соревнований в соответствии с настоящими Правилами, Положением о проведении соревнований;
- предъявляет дистанцию судье-инспектору и составляет акт приема-сдачи дистанции;
- совместно с главным судьей вида готовит схему дистанции;
- составляет заявку на снаряжение для оборудования дистанции, получает его у коменданта и отвечает за его сохранность во время соревнований;
- по указанию главного судьи вида, совместно с заместителем главного судьи по безопасности выбирает место для проведения тренировок команд;
- совместно с заместителем главного судьи по безопасности организует пункты страховки и обеспечивает их необходимым снаряжением и инвентарем;
- совместно с заместителем главного судьи по медико-санитарному обеспечению организует пункты медицинской помощи на дистанции на период проведения соревнований;
- совместно с заместителем главного судьи по связи и информации разрабатывает схему связи и сигнализации на дистанции соревнований;
- принимает участие в установочном семинаре и инструктирует судей;
- знакомит капитанов (участников) с дистанцией;
- в день проведения соревнований инструктирует и расставляет судей на дистанции, обеспечивает их своевременную доставку на этапы (контрольные пункты) и снабжает необходимыми материалами, сообщает по какому сигналу или по истечении какого времени им разрешается покинуть свои места и обеспечивает их возвра­щение;
- следит во время соревнований за исправностью дистанции и ее этапов, принимает меры по соблюдению равных условий для всех команд;
- в случае повреждения оборудования на отдельных этапах немедленно докладывает об этом главному судье вида или заместителю главного судьи по безопасности, принимая при этом меры по ликвидации повреждений, в исключительных случаях имеет право временно закрыть дистанцию;
- по окончании соревнований или по указанию главного судьи вида снимает с этапов и сдает коменданту соревнований снаряжение и инвентарь, использовавшийся для оборудования дистанции соревнований;
- принимает участие в поиске заблудившихся участников.
3.8. Судья - инспектор
3.8.1.Судья-инспектор назначается проводящей организацией из числа высококвалифицированных судей и не подчиняется главному судье.
3.8.2.Судья-инспектор вместе с начальником дистанции:
- проверяет правильность установки дистанции;
- проверяет соответствие схемы дистанции.
Судья-инспектор может предложить начальнику дистанции изменить дистанцию. В случае разногласий окончательное решение принимает главный судья.
3.8.3.Инспектирование дистанции соревнований республиканского (регионального) масштаба в случае необходимости проводятся в два этапа: не менее, чем за месяц и непосредственно перед соревнованиями.
3.8.4.После предварительного инспектирования судья-инспектор подает главному судье рапорт, а после окончательного - принимает участие в составление акта приема - сдачи дистанции и подписывает его.
3.8.5.Во время проведения соревнований судья-инспектор наблюдает за правильностью судейства. Оценку судейства и о фактах судейских ошибок он докладывает главному судье соревнований или его заместителю. Судья-инспектор не имеет права отменять решения судей в процессе соревнований.
3.9. Комендант соревнований
3.9.1. Комендант соревнований:
- руководит обслуживающим персоналом и транспортом, выделенным в его распоряжение;
- отвечает за организацию и поддержание порядка в районе проведения соревнований, охрану природы;
- отвечает за подготовку снаряжения для оборудования дистанций;
- размещает участников, членов судейской коллегии, медицинский и обслуживающий персонал;
- при размещении в полевых условиях выбирает места для лагеря, стоянки транспорта, очагов для приготовления пищи, просушки одежды и снаряжения участников, обеспечивает доставку дров и оборудует места забора воды и купания;
- оборудует и оформляет места открытия и закрытия соревнований, щиты информации о ходе соревнований;
- выдает начальнику дистанции инвентарь и снаряжение;
- организует питание судей на месте проведения соревнований;
- при необходимости обеспечивает лагерь освещением и телефонной связью;
- оборудует по согласованию с санэпидемнадзором место забора воды для приготовления пищи, временные туалеты и мусорные ямы;
- по окончании соревнований принимает инвентарь, снаряжение и места расположения лагерей у представителей команд.
3.9.2. После окончания соревнований комендант составляет докладную записку о сдаче района соревнований и передает ее главному судье.
3.10. Судейские бригады старта, этапов и финиша
3.10.1.Судьи подчиняются заместителю главного судьи по кадрам и главным судьям по видам.
3.10.2.В бригаду судей на старте входят: старший судья, секретарь, стартеры-хронометристы и судья при участниках (в зависимости от дистанции бригада судей на старте может быть объединена с бригадой судей на финише);
- старший судья оборудует место старта, руководит работой стартовой бригады и с разрешения главного судьи вида дает старт;
- на соревнованиях образовательных учреждений, районных, городских старший судья может исполнять обязанности стартера;
- секретарь регистрирует участников в соответствии со стартовым протоколом, подсчитывает количество стартовавших, оформляет и подписывает вместе со старшим судьей протоколы старта и передает их главному секретарю;
- стартер-хронометрист выпускает участника, команду на дистанцию во время, указанное в стартовом протоколе.
3.10.3. В состав бригад судей на этапах входят старший судья и судьи: Старший судья:
- помогает организовать судейскую страховку этапа;
- получает у начальника дистанции необходимое снаряжение и инвентарь;
- организует и контролирует работу судей бригады;
- определяет правильность прохождения этапов и выполнения участниками мер по обеспечению безопасности;
- ведет протокол судейства на этапе;
- сдает начальнику дистанции снаряжение и инвентарь после окончания соревнований;
- в случае происшествий на этапе сообщает о них главному судье вида и его заместителю.
Судьи на этапах:
- оценивают правильность преодоления этапа (выполнения задания) и соблюдение мер по обеспечению безопасности;
- оповещают участников о нарушениях;
- отмечают в судейской карточке случаи нарушений настоящих Правил, Положения о данных соревнованиях и количество штрафов каждого участника. В случае повреждения этапа немедленно сообщают об этом старшему судье бригады. При необходимости принимают участие в спасательных работах.
Судьям запрещается давать советы и оказывать помощь (кроме медицинской и предусмотренной условиями соревнований) участникам соревнований, покидать рабочее место без разрешения старшего судьи, допускать на этап посторонних лиц.
Судья обязан не выпускать на этап участника при нарушении выполнения приема, в результате которого может произойти несчастный случай.
3.10.4. В бригаду судей на финише входят старший судья, секретарь и хронометристы:
- старший судья организует и руководит работой бригады на финише, отвечает за правильность ведения протокола на финише, оформляет его и сдает главному секретарю, запускает часы одновременно со стартовыми;
- секретарь записывает время финиша команды в протокол финиша и помогает в его оформлении старшему судье;
- хронометрист фиксирует и объявляет время финиша.
3.11. Судья-контролер
3.11.1. Контролер контрольного пункта (КП):
- записывает в момент отметки контрольной карточки участника его номер в проколе КП и время прохождения с точностью до 1 сек. Если номер участника зафиксировать не удалось, соответствующая графа протокола оставляется незаполненной, но время фиксируется обязательно;
- регистрирует в протоколе КП факты явного сотрудничества (если оно не предусмотрено Правилами) и другие случаи нарушения Правил соревнований участниками, по заявлениям участников - факты преследования или лидирования;
- осуществляет контроль за исправностью оборудования КП;
- принимает срочные меры по оказанию необходимой помощи пострадавшему участнику;
- по окончании соревнований сдает протокол КП начальнику дистанции.
3.11.2. Контролерам КП запрещено:
- покидать КП без разрешения начальника дистанции, менять место своего расположения;
- мешать или помогать кому-либо из участников, сообщать им какую-либо информацию, в том числе об участниках (командах), прошедших КП;
- громко разговаривать, шуметь, иным образом демаскировать место нахождения КП;
- допускать на пункт посторонних, за исключением лиц, имеющих разрешение главного судьи.
Эти же правила поведения распространяются на лиц, допущенных на КП (радисты, представители прессы и т.д.)
3.11.3. Контролеры КП и допущенные на КП лица должны иметь одежду, которая не демаскировала бы КП.
РАЗДЕЛ 4. ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ
4.1. Порядок проведения соревнований
4.1.1.Участие в соревнованиях начинаются с момента регистрации (сдачи документов в мандатную комиссию или секретариат). Участники размещаются на местах, указанных комендантом. Время прибытия участников на место соревнований указывается в Положении.
4.1.2.Схемы дистанции, информация о дистанциях, контрольные пункты, расстояния между ними, последовательность их прохождения, образцы маршрутной документации и т.д. должны быть вывешены заблаговременно для ознакомления с ними участников.
4.1.3.Перед началом соревнований для капитанов (участников) и представителей (руководителей) команд может производиться показ или демонстрационное прохождение дистанции (отдельных этапов) судьями или командой, не участвующей в соревнованиях. Одновременно даются разъяснения по возникшим вопросам и проводится инструктаж по технике безопасности прохождения дистанции. По ходу демонстрации дистанции даются пояснения, касающиеся контрольного времени, условий старта и финиша, действий участников, ограничений, границ и направлений движения, пунктов страховки, и т.д. Возможна организация тренировок на отдельных участках дистанции или тренировочных полигонах.
4.1.4.Для ограничения продолжительности соревнований может назначаться контрольное время на всю дистанцию (или на отдельные участки, этапы ее).
Контрольное время сообщается Главной судейской коллегией не позднее чем за час до старта первой команды. В исключительных случаях допускается назначение и изменение общего (на этапах) контрольного времени в период или после прохождения трех первых команд. В этом случае контрольное время должно быть сообщено капитанам остальных команд до старта.
4.1.5. Для ограничения продолжительности соревнований и обеспечения безопасности могут проводиться следующие мероприятия, оговоренные в Положении или Условиях:
- отборочно-квалификационные соревнования;
- отбор команд путем назначения контрольного времени на прохождение участка дистанции;
- разбивка команд на две или более групп в зависимости от квалификации участников или после определения результатов по одному из видов программы.
4.2. Расписание стартов и жеребьевки
4.2.1.Расписание стартов, принцип и порядок жеребьевки устанавливаются главным судьей в соответствии с настоящими Правилами, Положением о проведении данных соревнований и количеством заявленных команд.
4.2.2.Очередность стартов команд определяется жеребьевкой, результаты которой заносятся в протокол.
4.2.3.Жеребьевка проводится в присутствии представителей команд (капитанов). Неявка представителя на жеребьевку не может служить основанием для протестов по ее результатам.
4.2.4.По окончании жеребьевки составляются протоколы старта, которые должны быть вывешены на месте проведения соревнований.
4.2.5.Под номером участника (команды), определенного жеребьевкой может стартовать только заявленный участник (команда). Нарушение этого правила влечет за собой снятие участника (команды) с соревнований.
4.3. Старт
4.3.1.Возможен одновременный старт двух и более команд (участников).
4.3.2.К месту старта команды являются в соответствии с протоколом старта.
4.3.3.При неявке очередной команды на старт, стартовое время последующих команд не изменяется, если изменения не были предварительно оговорены на совещании представителей.
4.3.4.Особые требования к старту указываются в видовых условиях проведения данных соревнований.
4.4. Финиш
4.4.1.Финишем считается момент пересечения участником финишной линии, а в командных соревнованиях - последним участником команды.
4.4.2.Время закрытия финиша определяет судейская коллегия в зависимости от установленного контрольного времени и количества стартующих команд.
4.4.3.Место финиша может совпадать или не совпадать с местом старта.
4.5. Хронометраж
4.5.1.Время прохождения командами дистанции (этапа, выполнение задания) определяется с помощью хронометров или секундомеров и фиксируется в протоколе финиша (этапа).
4.5.2.Пуск секундомера производится по команде стартера, а остановка - в момент финиша.
4.5.3.Хронометры на старте должны работать синхронно с хронометрами на финише.
4.5.4.Применение дублирующих секундомеров обязательно.
4.5.5.Возможно определение результата команды (участника) методом текущего времени, т.е. путем вычитания времени старта из времени финиша (без остановки хронометров).
4.6. Порядок прохождения дистанции
4.6.1.Команды, принявшие старт, обязаны пройти контрольные пункты (этапы) в последовательности, определенной судейской коллегией. Соревнования по отдельным видам могут также проводиться с контрольным грузом, который необходимо пронести через контрольные пункты (этапы).
4.6.2.Условия прохождения этапов и начисления штрафов изложены в соответствующий разделах Правил.
4.6.3.В случае подхода команды (участника) к этапу, который занят проходящей командой (участником), старший судья задерживает подошедшую команду (участника) до освобождения этапа, отметив в протоколе время их задержки (отсечка времени).
4.6.4.Во время прохождения этапа участники (команда) получают от судьи этапа информацию о допущенных ошибках (штрафах).
Полученная информация является предварительной и не может служить в данный момент основанием для опротестовывания действий судьи на этапе.
РАЗДЕЛ 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОРЕВНОВАНИЯХ
5.1. Общие положения
5.1.1.При проведении соревнований должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие безопасность участников, судей и зрителей.
5.1.2.Ответственность за обеспечение безопасности при проведении соревнований возлагается на главного судью, заместителя главного судьи по безопасности.
5.1.3.При возникновении ситуации, угрожающей безопасности участников, соревнования должны быть перенесены, а уже начавшиеся - прерваны.
5.2. Меры по обеспечению безопасности
5.2.1.К мерам по обеспечению безопасности относятся:
- правильный выбор места (полигонов) маршрутов (дистанций) для соревнований, их подготовка и охрана в соответствии с требованиями настоящих Правил и Положения о данных соревнованиях;
- поддержание порядка и дисциплины во время проведения соревнований;
- организация надежной связи между этапами;
- организация противопожарных мероприятий;
- организация медицинских профилактических мероприятий во время соревнований, правильная организация в полевых условиях быта, горячего питания и питьевого режима участников соревнований, судей, обслуживающего персонала. Вода в источниках, где организуются привалы и питание участников должна быть проверена на пригодность или должен быть обеспечен подвоз воды;
- соответствие опыта участников набору этапов и заданий данных соревнований;
- организация необходимых точек страховки, обеспечение необходимого и качественного инвентаря для организации безопасности участников, подготовка и инструктаж судей, осуществление страховки и контроль за действиями участников;
- прохождение дистанции с качественным снаряжением, обеспечивающим безопасность участников;
- обеспечение в случае необходимости судейской страховки;
- четкая работа спасательной службы;
-дополнительные мероприятия, которые сочтут нужным провести организаторы соревнований исходя из конкретной обстановки.
5.2.2.На всех маршрутах (этапах), где это необходимо, организуется судейская страховка.
5.2.3.Запрещается прокладывать дистанцию соревнований в местах, где не обеспечивается безопасность участников, судей и зрителей (через железные дороги, крупные автомагистрали, строительные площадки, участки непроходимых болот и т.д.).
5.2.4.Участки дистанции в районе старта и финиша должны быть отмаркированы яркой лентой или волчатником.
5.2.5.На участках дистанции, представляющих опасность для участников соревнований устанавливаются предупреждающие и указательные знаки и надписи (или участки ограждаются).
5.2.6. Снаряжение команды, обеспечивающее безопасность, должно быть предварительно допущено к применению технической комиссией или заместителем главного судьи по безопасности.
Наличие, готовность к использованию снаряжения по решению главной судейской коллегии может быть проверено перед стартом.
РАЗДЕЛ 6. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
6.1. Результат прохождения дистанции (этапа) команды (участника) может определяться:
- временем прохождения;
- полученными штрафными (премиальными) баллами;
- суммой времени и штрафных (премиальных) баллов:
а) время прохождения преобразуется в баллы (по таблице, формуле) и суммируются со штрафными (премиальными) баллами.
б) баллы преобразуются (по таблице, формуле) во время и суммируются с временем прохождения дистанции,
в) результат может определяться другой формулой, оговоренной Положением.
6.2.На соревнованиях образовательных учреждений, районных (городских) допускается преодоление этапов (препятствий) с трех попыток (штраф, наказание временем) или упрощенное судейство по системе:
- выполнено без ошибок - 0 баллов,
- выполнено с ошибкой - 1 балл,
- не выполнено - 2 балла
6.3.Временем прохождения командой дистанции (участка, этапа) является время между сигналов старта и финиша ее последнего участника или суммарное время прохождения дистанции (участка, этапа) всеми членами команды.
6.4.Результат команды (участника) на дистанции, состоящей из отдельных этапов, может определяться суммированием результатов, показанных на этапах. Результаты могут также определяться по сумме нескольких попыток прохождения одной дистанции в одних и тех же условиях или по результату лучшей попытки.
6.5.Место команды в виде соревнований (на дистанции) определяется по ее результату. При равенстве результатов предпочтение отдается команде, имеющей меньше штрафных баллов, а в случае их равенства - имеющей лучший результат на заранее определенных главной судейской коллегией предпочтительных этапах, если Положение не предусматривает другого порядка предпочтения. Перечень определенных для этого этапов сообщается представителям, тренерам до старта.
6.6.Команды, снятые с одного или нескольких этапов, занимают места после команд, имеющих полный зачет, в порядке возрастания количества снятий на этапах, если в Положении не оговорен другой порядок. Для команд, имеющих одинаковое количество снятий с этапов, применяется порядок п.6.5.
6.7.После команд позиции 6.6 располагаются команды, переведенные на укороченную дистанцию. Места их определяются в соответствии с п.п. 6.3.-6.6.
6.8.Команды, снятые с соревнований (п.2.3.3.), нарушившие общее KB дистанции (п.4.1.4.) занимают равные последние места вне зависимости от показанных результатов.
6.9. Места команды в общем зачете определяются суммой мест, занятых ими в отдельных видах соревнований (дистанций). При равенстве суммы мест предпочтение отдается команде, имеющей лучшее место на дистанции, оговоренной в Положении. Положением могут устанавливаться численные коэффициенты, на которые перед суммированием умножаются места команд в отдельных видах соревнований. В итоге значимость данного вида соревнований уменьшается при коэффициенте меньше единицы и соответственно возрастает при коэффициенте больше единицы,
6.10.Команды, не имеющие зачета в каких либо видах соревнований, в общем зачете занимают места после команд, которые имеют более полный зачет в соответствии с набранной суммой мест, если в Положении не оговорен другой порядок предпочтения.
6.11.Конкретизация основных принципов определения результатов приведена в видовых разделах Правил.
РАЗДЕЛ 7. СОРЕВНОВАНИЯ ПО ВИДАМ “МАРШРУТ ВЫЖИВАНИЯ”, “ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ”
7.1. Содержание соревнований
7.1.1.Соревнования по видам “Маршрут выживания” и “Поисково-спасательные работы” заключаются в прохождении командой (участником) протяженной дистанции, состоящей из этапов и специальных заданий (раздел 8 настоящих Правил).
7.1.2.Дистанция располагается на пересеченной местности, содержащей естественные и искусственные препятствия, с наличием средств их преодоления или без них.
7.1.3.Прохождение этапов дистанции производится в строгой, определенной судейской коллегией последовательности.
7.1.4.Случаи неправильного выполнения заданий этапа (ошибки, срывы, нарушения правил безопасности и условий прохождения) оговариваются Таблицей штрафов этапа и соответственно наказываются штрафными баллами.
7.1.5.Содержанием этапов могут быть задачи:
- действия участника (группы) в чрезвычайных ситуациях техногенного и криминогенного характера;
- определение местоположения участника, группы (ориентирование на местности);
- жизнеобеспечение (добывание и хранение огня, приготовление пищи, организация убежищ (укрытий);
- организация первой доврачебной помощи;
- преодоление сложных естественных препятствий;
- распознание полезных и опасных для жизни объектов флоры и фауны, способы применения и меры безопасности;
- поисково-спасательные мероприятия, транспортировка пострадавшего в сложных естественных условиях или условиях техногенных катастроф;
- выполнение заданий (упражнений) по физической подготовке, координации, выносливости.
7.2. Организация прохождения дистанции
7.2.1. На прохождение всей дистанции назначается контрольное время (КВ-Д).
Команды, превысившие КВ-Д, занимают равные последние места независимо от показанных результатов.
7.2.2.В случае разделения дистанции на участки (п.п. 4.1.4 и 4.1.5) вводится контрольное время участка (КВ-У). Команды, превысившие КВ-У переводятся на укороченную дистанцию или снимаются с дистанции.
7.2.3.На этапах может устанавливаться контрольное время (КВ-Э). В случае превышения КВ-Э команда получает максимальный штраф. За каждого участника, непрошедшего этап в пределах отведенного КВ-Э, команда получает дополнительный штраф.
Участники, не прошедшие этап, выходят к финишу этапа с обеспечением мер безопасности.
Примечание: Выход из контрольного времени этапа, явившийся основанием для прекращения работы команды на этапе, не классифицируется как “снятие с этапа” и наказывается только штрафами п. 7.2.3.
7.2.4.Команда, снятая с этапа, продолжает движение по дистанции. Штрафы, полученные на данном этапе, аннулируются.
7.2.5.На этапах, где оценка действий участника (команды) выполняется на основании изучения письменно выполняемых материалов (топографические, краеведческие задания), или решение задания носит закрытый характер, результат этапа определяется (оценка выставляется) после финиша.
7.2.6.В содержание дистанции обязательно входит предстартовая проверка на знание схемы дистанции, условий прохождения, границ района (полигона), техники безопасности. Проверка включает контроль за комплектностью и качеством снаряжения и одежды команды (участников).
РАЗДЕЛ 8. СОРЕВНОВАНИЯ НА КОРОТКОЙ ДИСТАНЦИИ (ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ)
8.1. Содержание соревнований
8.1.1.Соревнования заключаются в преодолении командой (участником) короткой дистанции, состоящей из этапов и заданий (раздел VIII настоящих правил).
8.1.2.Дистанция состоит из отдельных этапов и заданий, представляющих собой естественные и искусственные препятствия, с наличием средств их преодоления или без них.
8.1.3.Прохождение этапов дистанции происходит в строгой, определенной судейской коллегией последовательности.
8.1.4.Содержанием этапов преимущественно являются:
- преодоление сложных естественных препятствий;
- выполнение заданий (упражнений) по физической подготовке, координации движений, сохранению равновесия;
-транспортировке “пострадавшего” и др.
8.2.Организация прохождения дистанции
8.2.1. Понятия:
- штрафы на этапах,
- контрольное время этапа,
- снятие с этапа
полностью соответствуют пунктам 7.1.4, 7.2.3, 7.2.4, 7.2.5 раздела “Маршрут выживания” и “Поисково-спасательные работы” (раздел 7).
8.2.2.Условиями в виде может быть предусмотрен предпочтительный ряд этапов в зависимости от их сложности.
8.2.3.Результат команды (участника) определяется суммой:
- времени прохождения дистанции;
- штрафного времени за ошибки и нарушения на этапах;
- штрафного времени за выход из контрольного времени этапов;
- предпочтительным рядом этапов, на которых могло произойти снятие команды.
8.2.4.За превышение контрольного времени этапа команда (участник) штрафуется. Штрафное время определяется из расчета: 1 балл = 30 сек.
8.2.5.При совпадении результатов команд (участников), претендующих на призовые места (I-III), предпочтение отдается команде (участнику), имеющей меньшую сумму штрафных баллов за прохождение этапов.
8.2.6.Система определения результатов соревнований должна быть подробно изложена в Положении о соревнованиях (Условиях вида).
РАЗДЕЛ 9. ЭТАПЫ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
9.1.В состав дистанции (длинной и короткой) могут быть включены этапы, определяемые перечнем 6.1.3., в количествах, соответствующих таблице 1.2.6.
9.2. Для каждого этапа определены пределы классов дистанции, для которых он может быть применен.
9.3.Для каждой дистанции не менее 2/3 этапов должны соответствовать ее классу, остальные этапы могут относиться к более низкому классу дистанции.
9.4.Примерный перечень этапов и специальных заданий
Класс дистанции
9.4.1.Группа “Местоположение человека” (ориентирование на местности):
Определение азимута на объект, высоты объекта, расстояния до объекта,
ширины препятствия
I-II
Определение топографических знаков по карточкам
I-II
Определение сторон света, азимута на объект без компаса
II-III
Определение точки стояния методом засечек объектов
II-III
Движение по азимуту
I-III
Движение в заданном направлении
I-III
Движение по обозначенному маршруту
I-III
Движение по маркированной трассе
I-III
Движение по легенде
I-III
Элементы топографической съемки местности
II-III
Изображение схемы маршрута
I-III
9.4.2. Группа “Жизнеобеспечение человека”:
Установка и снятие палатки
I-III
Укладка рюкзака
I-II
Разжигание костра, кипячение воды (пережигание нити)
I-III
Организация навесов, укрытий из подручных средств
II-III
Методы приготовления пищи, хранения продуктов
I-III
Съедобные и ядовитые растения, их распознавание, методы приготовления
II-III
Съедобные и ядовитые грибы, их распознавание, методы приготовления (тесты)
II-III
Одежда, обувь. Сушка, ремонт, изготовление
II-III
Подготовка топлива, организация кострищ, очагов, добывание огня без спичек, методы хранения и переноса огня
II-III
9.4.3. Группа “Организация первой доврачебной помощи”:
Оказание первой доврачебной помощи при травмах
I-III
Оказание первой доврачебной помощи при заболеваниях
II-III
Первая доврачебной помощь при ожогах
II-III
Первая доврачебной помощь при обморожениях
II-III
Первая доврачебной помощь при тепловом ударе
II-III
Оказание первой доврачебной помощи утопающему
II-III
Первая доврачебная помощь при отравлении дымом, газом
II-III
Искусственное дыхание
II-III
Оказание первой доврачебной помощи при поражении электричеством
II-III
Иммобилизация
II-III
Диагностика заболеваний
II-III
Использование лекарственных средств
II-III
Использование природных лекарственных средств
III
9.4.4. Группа “Преодоление препятствий без специального снаряжения”:
Переправа по горизонтальной веревке
II-III
Переправа по горизонтальному бревну
I-II
Переправа по наклонному бревну
II-III
Переправа по качающимся перекладинам
I-III
Движение по подвесному бревну
I-III
Преодоление этапов “Бабочка”
II-III
“Паутина”
I-III
“Ромб”
I-III
Преодоление заболоченного участка по кочкам
I-II
с помощью жердей
I-III
Движение по узкому лазу
I-II
Переправа с использованием подручных средств
III
Переправа вброд
I-III
9.4.5. Группа “Преодоление препятствий с помощью специального снаряжения”:
Переправа по веревке с перилами
II-III
Укладка бревна и переправа по нему
I-III
Движение по высокоподнятому бревну
II-III
Переправа на плавсредствах
I-III
Подъем, траверс и спуск с использованием перил
I-III
Подъем, траверс и спуск с самостраховкой по перилам
II-III
Навесная переправа
II-III
9.4.6. Группа “Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера”:
Определение местоположения радиоактивного источника
I-III
Преодоление зоны заражения
I-III
Решение пожаротактической задачи
I-III
Действия в районе аварии с утечкой аварийно-химических опасных веществ
I-III
Передвижение группы с соблюдением правил дорожного движения
I-III
9.4.7. Группа “Действия в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера”:
Приемы самообороны
II-III
Приемы обращения с газовым пистолетом и баллончиком
II-III
Действия при захвате группы или участника террористами
II-III
9.4.8. Группа “Поисково-спасательные работы”
Поиск пострадавшего
I-III
Спасательные работы на воде
II-III
Изготовление транспортировочных средств
I-III
Транспортировка пострадавшего
I-III
Подача сигналов бедствия
I-III
РАЗДЕЛ 10. ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
10.1. Возможны варианты выполнения заданий на этапах:
- следуя заранее оговоренным условиям;
- самостоятельно выбрав приемы и способы выполнения.
10.2. Группа “Местоположение человека” (ориентирование на местности):
Определение азимута на объект, высоты объекта, расстояния до объекта, ширины препятствия. Азимут, высота и расстояния определяются участниками любым способом без применения специальной аппаратуры (бинокли, буссоли, фотоаппараты и т.п.).
Определение топографических знаков по карточкам. Участники выбирают карточки с заданиями, определяют или рисуют знаки.
Определение сторон света, азимута на объект без компаса. Задание выполняется с использованием часов со стрелками.
Определение точки стояния методом засечек объектов. Производится из точки, указанной судьей.
Движение по азимуту. Команда (участник) движется по заданному судьей азимуту.
Движение в заданном направлении. Команда (участник) должна пройти отмеченные на карте и расположенные на местности КП в заданном порядке.
Движение по обозначенному маршруту. Команда (участник) должна пройти участок маршрута в соответствии с обозначенным маршрутом на карте и нанести встретившиеся КП на карту.
Движение по маркированной трассе. Команда (участник) должна пройти по промаркированному на местности участку маршрута и нанести на карту встретившиеся КП.
Движение по легенде. Команда (участник) должна пройти участок маршрута, имея его описание, сделанное судьями или участниками.
Элементы топографической съемки местности. Команда (участник) зарисовывают, используя топографические знаки участок местности (площадная съемка).
Изображение схемы маршрута. Команда (участник) изображают, используя топографические знаки, пройденный маршрут.
10.3. Группа “Жизнеобеспечение человека”:
Установка и снятие палатки. Палатки должны быть одинаковой конструкции, судейские или командные.
Укладка рюкзака. Контролируется правильная, плотная укладка вещей, продуктов, снаряжения.
Разжигание костра, кипячение вода (пережигание нити). Использование искусственных горючих веществ для разжигания костра и ускорения горения костра не разрешается. Задание считается выполненным после закипания воды или пережигания нити.
Организация навесов, укрытий из подручных средств. Устройство навесов, укрытий производится из определенного судейской коллегией материала.
Методы приготовления пищи, хранения продуктов. Практическое приготовление пищи при отсутствии предметов оборудования походной кухни. Возможны отве­ты по карточкам-заданиям.
Съедобные и ядовитые растения, их распознавание, методы приготовления. Практическое или по карточкам определение растений, приготовление блюд из съедобных растений (тесты на знание технологии приготовления).
Съедобные и ядовитые грибы, их распознавание, методы приготовления (тесты). Практическое или по карточкам определение грибов, приготовление грибов (тесты на знание технологии приготовления).
Одежда, обувь. Сушка, ремонт, изготовление. Оценке подлежит правильность подбора одежды и обуви, их хранение, сушка, ремонт. Возможны задания по изготовлению одежды или обуви.
Подготовка топлива, организация кострищ, очагов. Задание выполняется применительно к реальным условиям или по заданию судей.
Добывание огня без спичек, методы хранения и переноса огня. Первое задание считается выполненным при появлении устойчивого пламени. Второе - если по истечении заданного времени огонь не погас. Оценивается соблюдение мер противопожарной безопасности, охраны природы. Запрещается использование химических реактивов.
10.4. Группа “Организация первой доврачебной помощи”:
- Оказание первой доврачебной помощи при травмах,
- Оказание первой доврачебной помощи при заболеваниях,
- Первая доврачебной помощь при ожогах,
- Первая доврачебной помощь при обморожениях,
- Первая доврачебной помощь при тепловом ударе,
- Оказание первой доврачебной помощи утопающему,
- Первая доврачебная помощь при отравлении дымом, газом,
- Искусственное дыхание,
- Оказание первой доврачебной помощи при поражении электричеством,
- Иммобилизация,
- - Диагностика заболеваний,
- Использование лекарственных средств,
- Использование природных лекарственных средств.
Ответы на вопросы или выполнение практических заданий по заданной травме, заболеванию.
10.5. Группа “Преодоление препятствий без специального снаряжения”
Переправа по горизонтальной веревке. Длина этапа 15-20 м.
Переправа по горизонтальному бревну. Длина этапа 8-15 м, диаметр бревна 20-30см.
Переправа по наклонному бревну. Длина этапа до 12 м, диаметр бревна 20-30 см, угол наклона до 30 градусов.
Переправа по качающимся перекладинам. Вариант 1. Горизонтальные, свободно подвешенные перекладины на высоте 2 - 2,5 м, расстояние между перекладинами до 0,5 м, длина этапа 5 - 7 м. Вариант 2. Перекладины на высоте 20 - 30 см. Участники переступают по ним ногами.
Движение по подвесному бревну. Бревно свободно подвешено. Длина бревна 5 -7 м, толщина 20-30 см.
Преодоление этапа “Бабочка”. Движение по нижней горизонтальной веревке. Верхняя веревка закреплена концами к опорам на высоте 1,5-2 м и за середину нижней веревки.
Преодоление “Паутины”. Движение по горизонтально или вертикально натянутым не закрепленным между собой веревкам.
Преодоление “Ромба”. Движение с использованием перекладин, связанных ве­ревкой, с контуром в виде ромба. Острыми вершинами “Ромб” крепится к опорам, свободно вращаясь вдоль горизонтальной оси.
Преодоление заболоченного участка по кочкам. Длина этапа до 15 м. Использование первой и последней кочки обязательное.
Преодоление заболоченного участка с помощью жердей. Количество жердей равно количеству участников. Длина жердей на 0,5 м длиннее расстояния между опорами.
Движение по узкому лазу. Длина этапа до 10 м. Ширина лаза 60 см, высота - 40 см.
Переправа с использованием подручных средств. Вид подручных средств определяет судейская коллегия.
Переправа вброд. Глубина брода не более 1м., скорость течения до 0,5 м/с, ширина 10-20 м.
10.6. Группа “Преодоление препятствий с помощью специального снаряжения”
Переправа по веревке с перилами. Длина этапа 15-25 м.
Укладка бревна и переправа по нему. Команда укладывает бревно через овраг, реку, выбирая удобное место и способ страховки,
Движение по высоко поднятому бревну. Подъем на бревно по наклонным бревнам с использованием концов веревки, закрепленных на опорах, движение по горизонтальному бревну с использованием перил.
Переправа на плавсредствах. Команда использует предоставленные судейской коллегией плавсредства. Скорость течения до 0,5 м/с, ширина до 50 м.
Подъем, траверс и спуск с использованием перил. Перила судейские или наводятся командой самостоятельно. Длина этапа до 40 м, крутизна склона до 40 градусов.
Подъем, траверс и спуск с самостраховкой по перилам. Аналогично предыдущему заданию с использованием самотраховки. Крутизна склона до 60 градусов.
Навесная переправа. Длина этапа 15-30 м. Обязательна судейская страховка.
10.7. Группа “Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера”
Определение местоположения радиоактивного источника, подготовка прибора радиационной разведки к работе, поиск радиоактивного источника в заданном районе.
Преодоление зоны заражения. Участники надевают костюмы химической защиты, проходят испытание на герметичность противогазов, преодолевают зону заражения, снимают костюмы химической защиты.
Решение пожаротактической задачи. В задание могут входить: преодоление забора или иного препятствия, тушение очага возгорания указанными средствами.
Действия в районе аварии с утечкой сильнодействующих ядовитых веществ. По команде - вводной участники, используя подручные средства, закрывают дыхательные пути, выбирают направление выхода и выходят из зараженной зоны.
Передвижение группы с соблюдением правил дорожного движения. Группа движется по указанному маршруту, отвечает на вопросы по карточкам-заданиям.
10.8. Группа “Действия в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера”
Приемы самообороны. Демонстрация приемов самообороны от нападающего.
Приемы обращения с газовым пистолетом и баллончиком. Демонстрация правил применения и выбор потенциально опасного нападающего.
Действия при захвате группы или участника террористами. Правила поведе­ния при захвате террористами, оказание помощи сотрудникам правоохранительных органов по описанию террористов.
10.9. Группа “Поисково-спасательные работы”
Поиск пострадавшего. Команда организует поиск пострадавшего в заданном районе. По усмотрению судейской коллегии предлагаются варианты поиска и спосо­бы определения местоположения пострадавшего.
Спасательные работы на воде. Участники поднимают “утопающего” из воды в плавсредство, на котором находятся и доставляют на берег. Возможны варианты имитации - бросание в цель конца Александрова или спасательного круга.
Изготовление транспортировочных средств. Команда, используя подручные средства и заготовки, изготовляет носилки, пригодные для переноски пострадавшего.
Транспортировка пострадавшего. Команда транспортирует пострадавшего по указанному маршруту.
Подача сигналов бедствия. Исходя из ситуации или по заданию судьи команда организует подачу сигналов бедствия или отвечает на вопросы по знанию таблицы международных знаков.
РАЗДЕЛ 11. ОРГАНИЗАЦИЯ БЫТА В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ
11.1. По прибытии команд на соревнования судьи по организации быта в полевых условиях доводят до сведения представителей (руководителей) команд требования, обязательные для всех участников соревнований:
- по охране зеленых насаждений и других природных объектов;
- о местах умывания и забора питьевой воды;
- об обеспечении топливом;
- о пользовании мусорными ямами;
- по выполнению распорядка дня и т.д.
112. Информирование о требованиях судейской коллегии по организации быта в полевых условиях доводится на совещаниях представителей (руководителей) и командиров команд, по радио, путем помещения необходимых материалов на стендах информации, а также во время консультациях.
113. В состав судейской бригады входят главный судья по виду, секретарь и комендант соревнований. Обход совершается всей бригадой в присутствии представителя (руководителя) или капитана команды.
114. Организация быта в полевых условиях оцениваются по следующим показателям:
- состояние лагеря;
- состояние кухни и хранение продуктов;
- соблюдение правил поведения, режимных моментов соревнований;
- соблюдение правил гигиены.
11.5. Первый осмотр лагеря производится в день прибытия команд на соревнования в присутствии представителя или капитана команды. Оценивается: правильность размещения лагеря.
Учитывается:
- чистота и порядок;
- установка палаток;
- хранение рюкзаков, вещей;
- сушка одежды, обуви и т.д.
В первый день проводится один осмотр, в каждый последующий день - не менее двух осмотров.
11.6. При осмотре расположения кухни (очага, кострища) учитываются:
- оборудование кухни, наличие и хранение топлива;
- соблюдение мер безопасности, связанных с использованием оборудования, снаряжения, особенно пил, топоров, примусов и т.д.
- порядок на кухне, чистота групповой и личной посуды, наличие меню;
- работа завхозов по организации питания.
11.7. С момента прибытия и до отъезда команд судейская бригада контролирует выполнение участниками соревнований распорядка соревнований, их дисциплинированность, выполнение природоохранительных требований.
По окончании соревнований комендант принимает месторасположение лагеря и кухни от групп.
11.8. Определение результатов
Сумма штрафных баллов, набранная командой за все дни соревнований, согласно таблицы оценки, прибавляется к общей сумме баллов, набранных командой в за­четных видах, с коэффициентом 0.1.
РАЗДЕЛ 12. КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА
12.1.В конкурсную программу могут быть включены отдельные конкурсы в различном сочетании.
12.2.Конкурсная программа может быть включена в общий зачет соревнований, или включена с коэффициентом, что должно быть определено Положением о соревнованиях. В Положении определяется и количество зачетных конкурсов.
12.3.Судейство конкурсной программы осуществляется методом экспертной оценки каждого конкурса. Оцениваются при этом: содержание, качество исполнения, оформление, соответствие заданной теме.
12.4.Порядок проведение конкурсной программы определяется Условиями соревнований.
Сводки Пресс-релизы Предупреждения Прогноз Уроки безопасности Об учреждении Телефоны экстренных служб края Контакты
Государственное казенное учреждение Пермского края "Гражданская защита",
адрес: ул. Плеханова, 41а, г. Пермь, 614068; тел./факс: 236 33 36,
e-mail: pmi@gkugz.perm.ru
Оперативный дежурный (Круглосуточно):
+7 (342) 236 15 05 Факс: 236 35 19
e-mail: od@gkugz.perm.ru