18/09/2025
Прогноз возникновения и развития чрезвычайных ситуаций
Краткосрочный недельный прогноз
возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории
Пермского края с 17 по 23 сентября 2025 года
1. Обстановка
1.1. Чрезвычайные ситуации:
В период с 10 по 16 сентября года на территории Пермского края чрезвычайных ситуаций зарегистрировано – 0.
С начала 2025 года чрезвычайных ситуаций зарегистрировано – 1 (АППГ – 2).
1.2. Обстановка на объектах ведения горных работ:
- 01.12.2006 г. вследствие неконтролируемого затопления грунтовыми водами шахт калийного рудника на БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» г. Березники произошло обрушение горных пород, повлекшее образование воронок на земной поверхности:
1) 28.07.2007 г. в результате аварии на руднике Первого Березниковского калийного рудоуправления образовался провал. В настоящее время провал заполнен водой, абсолютная отметка уровня воды в провальной воронке составляет 108,70 м.
2) 25.11.2010 г. образовалась воронка на железнодорожной станции
г. Березники. В настоящее время воронка заполнена водой, абсолютная отметка уровня воды в воронке составляет 108,25 м.
3) 04.12.2011 г. образовалась воронка севернее нефункционирующего здания Березниковского шахтно-строительного рудоуправления. В настоящее время размеры воронки составляют 144 х 135 м, за прошедшую неделю увеличение размеров воронки не зафиксировано.
4) 17.02.2015 г. обнаружена воронка восточнее нежилого дома по адресу:
г. Березники, ул. Калийная, 9 (южнее школы № 26).
В настоящее время размеры воронки составляют 30,5 на 32,5 м, глубина
14,2 м, за прошедшую неделю увеличение размеров воронки не зафиксировано.
5) 22.03.2017 г. обнаружена воронка в районе дома по адресу: г. Березники,
ул. Котовского, 29.
В настоящее время размеры воронки составляют 5,0 на 5,0 м, глубина 2,0 м,
за прошедшую неделю увеличение размеров воронки не зафиксировано.
6) 09.04.2017 г. обнаружена воронка в 16,5 метрах восточнее воронки, выявленной 22.03.2017 г.
В настоящее время размеры воронки составляют 12,0 на 18,5 м, глубина
13,0 м, за прошедшую неделю увеличение размеров воронки не зафиксировано.
7) 18.04.2018 г. обнаружена воронка по адресу: г. Березники,
ул. Котовского, 33 (в 8 метрах восточнее воронки, выявленной 09.04.2017 г).
В настоящее время размеры воронки составляют 6,0 на 8,0 м, глубина 4,3 м,
за прошедшую неделю увеличение размеров воронки не зафиксировано.
- 18.11.2014 г. в результате поступления солевого раствора в шахту СКРУ-2 ПАО «Уралкалий», расположенную по адресу: г. Соликамск, ул. Мичурина,1 произошло карстообразование (размыв) пород в водозащитной толще, повлекшее образование воронок на земной поверхности:
По результатам последних нескольких циклов наблюдений, с учетом текущего уровня, фиксируется объединение контуров двух провалов в один с общим размером: 156,5 на 140,0 м, глубина воронки составляет 0,1 м.
1.3. Пожарная обстановка:
За прошедшую неделю на территории Пермского края зарегистрировано:
- 62 пожара, АППГ - 78 пожаров (-20,5%);
- погибших 2 чел., АППГ - 2 чел. (0,0%), в том числе детей - 0 чел.;
- травмированных 5 чел., АППГ - 8 чел. (-37,5%), в том числе детей - 0 чел.;
- спасенных 17 чел., АППГ - 13 чел. (30,8%), в том числе детей - 5 чел.;
- спасенных материальных ценностей на сумму 16700,00 тыс. руб., АППГ – 36000,00 тыс. руб. (-2,2р).
1.3.1. Лесопожарная обстановка:
За прошедшую неделю на территории Пермского края зарегистрировано лесных пожаров - 0, АППГ – 1 (-100%), площадь пожаров 0,0000 га, АППГ – 0,0009 га. (-100%).
1.4. Дорожно-транспортные происшествия:
За прошедшую неделю на территории Пермского края зарегистрировано:
- ДТП – 47, АППГ – 53 (-11,32%);
- пострадавших – 44 чел., АППГ – 53 чел. (-16,98%);
- погибших – 6 чел., АППГ – 4 чел. (50%);
- спасенных – 1 чел., АППГ – 2 чел. (-50%).
1.5. Гидрометеорологическая обстановка:
1.5.1. Метеорологическая обстановка
Прогноз погоды по Пермскому краю по данным ГИС центра Пермского государственного национального исследовательского университета.
На третьей неделе сентября погоду в Пермском крае, как и на Урале в целом, будет определять долгоживущий антициклон. Этот антициклон северного происхождения, он достиг своего максимального развития 12 сентября, а в течение этой недели будет постепенно ослабевать, смещаясь со Среднего Поволжья на Южный Урал, а затем и в Северный Казахстан. При этом воздушная масса в нем будет постепенно прогреваться, а по западной периферии будет поступать более теплый воздух (хотя выноса тропической воздушной массы не ожидается). Вплоть до пятницы, несмотря на ослабление антициклона, вся территория Пермского края будет находиться под его влиянием. В выходные дни антициклон будет разрушаться, над Европейской территорией России (ЕТР) сформируется барическая ложбина с последующим вероятным выходом на Урал. Но до воскресенья осадки в Пермском крае маловероятны, за исключением северо-западных районов где они возможны в субботу. В целом неделя таким образом будет очень сухой. Температура воздуха за неделю ожидается выше нормы на юге края на 2°, а на севере на 4-5°. В основном это отклонение от нормы сформируется за счет второй половины недели.
Четверг вероятно будет самым солнечным и теплым днем недели, хотя ночь также еще холодная (+3…+8° по краю и +5…+7° в Перми), но днем при ясной погоде можно рассчитывать на +16…+21° по краю и до +20° в Перми.
В пятницу по мере отхода антициклона на юго-восток уже появится ощутимый ветер, а днем также и облачность. Ночью станет заметно теплее (+6…+11° по краю и +8…+10° в Перми), днем, как и в четверг +16…+21° по краю и до +20° в Перми. В течение всей рабочей недели на севере и северо-западе края будет немного теплее, чем на остальной территории.
В выходные дни также будет тепло, поскольку в передней части ложбины пониженного давления, смещающейся с запада, будут преобладать южные ветра (днем с порывами до 10-12 м/с). В ночные часы будет и+8…+13° по краю, +10…+12° в Перми, а дневной прогрев будет зависеть от облачности. При прояснениях на большей части края может быть +18…+20°, кроме северо-запада, где более вероятны дожди и сплошная облачность, и ожидается не выше +15°.
1.5.2. Гидрологическая обстановка:
Режим работы Камского и Воткинского гидроузлов:
С учетом складывающихся гидрологических условий и водохозяйственной обстановки в Волжско-Камском бассейне, Федеральным агентством водных ресурсов на период 11.09.2025 г. по 10.10.2025 г. включительно:
Камского - среднесуточными сбросными расходами 1200-1300 м3/с:
Воткинского - среднесуточными сбросными расходами 1300-1350 м3/с.
Режимы подлежат оперативной корректировке в зависимости от складывающихся гидрометеорологических условий и водохозяйственной обстановки.
1.6. Происшествия на водных объектах
По данным ЕДДС Пермского края за прошедшую неделю на водных объектах происшествий зарегистрировано – 0.
1.7. Биологическая обстановка:
1.7.1. Эпидемиологическая обстановка:
По данным эпидемиологического отдела Управления Роспотребнадзора
по Пермскому краю на территории Пермского края особо опасных болезней,
за прошедшую неделю не зарегистрировано.
Эпидемическая обстановка на территории края оценивается, как стабильная.
Мониторинг эпидемиологической ситуации по инфекциям, передающимся клещами в Пермском крае за прошедшую неделю.
С начала сезона в медицинские организации Пермского края по поводу присасывания клещей зарегистрировано 27212 обращений граждан, в том числе 4464 обращений, в связи с нападением клещей на детей.
Укусы клещами зарегистрированы на всех административных территориях края.
Территории, занимающие первые ранговые места по обращениям населения с присасыванием клещей: Пермский район (3830 обращений), г. Пермь (2874), Краснокамский ГО (1782), Добрянский ГО (1652), ГО г. Березники (1391), Соликамский ГО (1232).
Присасывание клещей на 37 неделе произошло в 50,5% при посещении леса, в 25,5% на придомовой территории в 21,9% случаев при посещении индивидуальных садов, в 2% другие территории.
По результатам лабораторных исследований клещей, снятых с пострадавших за 37 неделю, в 2,6% клещи инфицированы иксодовым клещевым боррелиозом (ИКБ), в 0,6% клещевым вирусным энцефалитом.
1.7.2. Эпизоотическая обстановка
По данным Управления Федеральной службы по ветеринарному фитосанитарному надзору по Пермскому краю, на территории Пермского края эпизоотическая обстановка стабильная.
Контроль на территории Пермского края по недопущению завоза инфекционных болезней организован. Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
по Пермскому краю работают в плановом режиме.
1.8. Радиационная, химическая, биологическая обстановка
По данным Пермского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС»
за прошедшую неделю превышений радиационного фона на территории Пермского края не зафиксировано.
Радиационная, химическая и биологическая обстановка на территории Пермского края в норме.
Радиационный фон в Пермском крае оценивается как благополучный – мощность дозы гамма-излучения на открытой местности не превысила гигиенический норматив для территорий жилого и общественного назначения
(0,3 мкЗв/час) и составила от 0,05 до 0,14 мкЗв/час. Общий уровень загрязнения воздуха – умеренный.
Учреждения, входящие в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения работают в режиме повседневной деятельности.
1.9. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения населения
По данным ЕДДС Пермского края за прошедшую неделю на коммунальных системах жизнеобеспечения происшествий зарегистрировано – 0.
2.2. Прогноз природно-техногенных чрезвычайных ситуаций:
Существует вероятность возникновения очагов природных пожаров и термических аномалий (причины - неосторожное обращение с огнем).
Прогнозируются происшествия на водных объектах Пермского края.
Существует вероятность потерявшихся людей в природной среде.
В связи с возможными неблагоприятными метеорологическими явлениями, выпадением осадков различной интенсивности, порывами ветра, туманом, а также изношенностью электросетей существует вероятность возникновения нарушения электроснабжения, связанной с обрывом (повреждением) ЛЭП и линий связи,
а также обрушения слабо укреплённых, ветхих, широкоформатных, рекламных конструкций и повреждения кровли.
Существует вероятность техногенных пожаров и погибших на них. (Источник - нарушение норм пожарной безопасности: использование неисправного электрического и другого оборудования, неосторожное обращение с огнем, неосторожность при курении).
На территории края существует вероятность возникновения аварийных отключений (происшествий) при эксплуатации объектов ЖКХ (водопроводных
и канализационных сетей, водозаборных насосов), причины – высокая степень изношенности основных фондов, нарушение правил эксплуатации технического оборудования, несвоевременный ремонт систем жизнеобеспечения населения, несоблюдение нормативов ремонтных работ.
Существует вероятность затруднения в движении на автодорогах и опасных участках федерального (табл. 1), регионального и местного значения. (Источник ЧС - несоблюдение правил дорожного движения, погодные условия, неисправность транспортных средств, человеческий фактор).
Таблица 1
Реестр сложных и опасных участков дорог на территории Пермского края
Индекс, номер, наименование | Муниципальное образование | Участок |
Р - 243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь подъезд к г. Кудымкар | Карагайский муниципальный округ | км 000+000 – км 091+342 |
Кудымкарский муниципальный округ |
Р - 243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь | Сивинский муниципальный округ | км 894+688 – км 1107+656 |
Карагайский муниципальный округ |
Нытвенский муниципальный округ |
Краснокамский муниципальный округ |
Пермский муниципальный округ |
Р-243 Кострома - Шарья Киров-Пермь, подъезд к п. Ачит, М-12 "Восток" | г. Пермь | км 009+154 – км 160+378 |
Пермский муниципальный округ |
Кунгурский муниципальный округ |
Суксунский муниципальный округ |
Р-243 Кострома - Шарья Киров-Пермь, подъезд к г. Ижевск, М-12 "Восток" | Нытвенский муниципальный округ | км 000+000 – км 086+546 |
Очерский муниципальный округ |
Большесосновский муниципальный округ |
Существует вероятность аварий на объектах газовой и нефтяной промышленности, газопроводах и нефтепроводах, причины – несанкционированные врезки, порывы на участках с наибольшим износом, а также недостаточное взаимодействие подрядных организаций и заказчика при выполнении ремонтных работ.
Существует вероятность взрывов бытового газа в жилых домах и с этим риск внезапного обрушения зданий. (Источник ЧС – нарушение правил безопасности при использовании газового оборудования).
Существует вероятность аварий на объектах химической промышленности
с выбросом и (или) сбросом аварийно химически опасных веществ, причина – дефекты оборудования, нарушения требований безопасности.
Существует низкий риск возникновения происшествий на железной дороге, связанных со сходом подвижного состава с рельсов, наездами на препятствия
на переездах, транспортировкой химически опасных веществ. (Источник ЧС – выработка ресурса подвижного состава; нарушение технологии производства ремонтных работ транспортных средств, в том числе предназначенных
для перевозки опасных грузов; несвоевременный контроль неисправности пути).
2.3. Биологическая опасность.
На территории Пермского края существует вероятность возникновения случаев инфицирования клещевым энцефалитом и боррелиозом.
Прогнозируется сезонный рост заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями.
Не исключается вероятность возникновения единичных вспышек острых кишечных инфекций, возникающих при употреблении в пищу недостаточно обработанных, некачественных продуктов питания и воды.
Прогнозируются случаи отравления ядовитыми и условно съедобными грибами.
Чрезвычайные ситуации, обусловленные неблагоприятной эпизоотической обстановкой: по гриппу свиней, гриппу птиц, африканской чуме свиней, классической чуме свиней и по другим особо опасным болезням сельскохозяйственных животных, на территории Пермского края
не прогнозируются.
Чрезвычайные ситуации, обусловленные неблагоприятной фитосанитарной обстановкой, на территории Пермского края не прогнозируются.
Рекомендуемые превентивные мероприятия территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти Пермского края, органам местного самоуправления, руководителям ведомств
и организаций:
- обеспечить принятие (на основе прогнозируемой вероятности возникновения ЧС и данных мониторинга складывающейся обстановки) решений о реализации комплекса предупредительных мероприятий и определение состава сил и средств ТП РСЧС;
- выполнить комплекс превентивных мероприятий и обеспечить готовность
к реагированию на возможные ЧС (происшествия) в соответствии с прогнозом неблагоприятных метеорологических явлений с учетом имеющихся рисков, инициировать своевременное введение необходимых режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, обратить особое внимание на оповещение
и информирование населения, а также работу со СМИ;
- обеспечить контроль за готовностью аварийно-спасательных служб и служб экстренного реагирования, для проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ;
- организовать готовность резервных источников питания к работе;
- восполнять при необходимости резервы материальных ресурсов, созданные для ликвидации ЧС;
- в случае возникновения происшествий и ЧС организовать развертывание пунктов временного размещения для эвакуации населения;
- организовать контроль за состоянием автодорог, проходящих
по муниципальным образованиям;
- проверить работоспособность систем оповещения и пожаротушения, средств связи с экстренными службами;
- организовать контроль за состоянием источников противопожарного водоснабжения, обеспечить своевременное их обслуживание;
- организовать разъяснительную работу с населением о соблюдении правил дорожного движения на автодорогах, о соблюдении правил пожарной безопасности в жилом секторе, о мерах поведения на водных объектах;
- совместно с организациями, обслуживающими жилой фонд, проводить разъяснительную работу с потребителями (абонентами) природного газа
по пользованию газом в быту и содержанию ими газового оборудования
в исправном состоянии, проводить мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации газового оборудования;
- организовать мероприятия по профилактике несчастных случаев и гибели людей на водных объектах;
- вести контроль устойчивой работы объектов ЖКХ, объектов жизнедеятельности (энергетики, газоснабжения, водоснабжения);
- при ухудшении обстановки, угрозе или возникновении ЧС, организовать незамедлительное информационное взаимодействие на всех уровнях управления;
- организовать взаимодействие с метеостанциями по контролю
за гидрометеорологической обстановкой;
- осуществлять мониторинг за функционированием объектов ЖКХ, энергоснабжением, аварии на которых могут повлечь за собой нарушение жизнедеятельности населения;
- продолжить проведение комплекса мероприятий по эпизоотическому, санитарно-эпидемиологическому благополучию;
- при реагировании на чрезвычайные ситуации уделять внимание
на организацию межведомственного взаимодействия.
Предыдущая