Государственное казенное учреждение Пермского Края "Гражданская защита" Оперативный дежурный: +7 (342) 236 15 05 Факс: 236 35 19 (круглосуточно)
Государтственное казеное учреждение пермского края
Сводки Пресс-релизы Предупреждения Прогноз Уроки безопасности Об учреждении Телефоны экстренных служб края Контакты
  Календарь публикаций:
Месяц: май
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
  Последние сводки:
02/05/2024   Оперативная обстановка на территории Пермского края
За сутки (1 мая) читать
27/04/2024    Передан гуманитарный груз для жителей Орска
Пермский край откликнулся на беду читать
26/04/2024   Сегодня день рождения отмечает первый заместитель министра территориальной безопасности Пермского края Альберт Марданов
Руководство и коллектив ГКУ Пермского края «Гражданская защита» поздравляет читать
26/04/2024    Оперативная обстановка на территории Пермского края
За сутки (25 апреля) читать
25/04/2024   Мобильное приложение «МЧС России» – ваш личный помощник!
Предназначено для читать
15/04/2024   Оперативная обстановка на территории Пермского края
За сутки (14 апреля) читать
15/04/2024   Вся страна объединилась для помощи пострадавшим от наводнения жителям Оренбургской области
Создан благотворительный фонд читать
11/04/2024    Оперативная обстановка на территории Пермского края
За сутки (10 апреля) читать

Уроки безопасности

02/12/2022 Защита от оружия массового поражения

Ядерным оружием (ЯО) называются боеприпасы, действие которых основано на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при взрывных ядерных реакциях.

К ядерным боеприпасам относятся боевые части ракет и торпед, авиационные бомбы, артиллерийские снаряды, глубинные бомбы и мины (атомные фугасы), снаряженные ядерными зарядами.

Ядерное оружие является самым мощным оружием массового поражения. Его поражающими факторами являются ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс.

Поражающие действия ядерного взрыва зависят от мощности боеприпаса, вида взрыва, типа ядерного заряда.

Способы защиты:

ограничение пребывания на открытой местности;

дополнительная герметизация помещений;

использование ИСЗ органов дыхания и кожи при выходе из помещений;

удаление радиоактивной пыли с поверхности тела и одежды

Химическое оружие – оружие, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ. К нему относятся боевые отравляющие вещества, средства их доставки и применения.

Отравляющие вещества – высокотоксичные химические вещества, предназначенные для преднамеренного поражения живой силы в военных целях. ОВ способны проникать в различные сооружения, боевую технику, заражать на длительный срок местность и водоёмы. Ими снаряжаются ракеты, авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, химические фугасы, выливные авиационные приборы (ВАП). ОВ используются в капельно-жидком состоянии, в виде пара, газа и аэрозоля (туман, дым).

Пары ОВ способны распространяться по направлению ветра на значительные расстояния от района непосредственного применения. В организм человека проникают через органы дыхания, пищеварения, кожу и глаза. Для поражения человека достаточно очень малого количества этих веществ.

Внешние признаки применения химического оружия:

глухой, несвойственный обычным боеприпасам, звук разрыва бомб, снарядов и мин;

облако газа, дыма или тумана в местах разрыва бомб, снарядов и мин;

тёмные полосы позади самолёта, капли и туман на местности после его пролёта;

маслянистые капли, лужи на местности или в воронках от снарядов;

раздражение органов дыхания и глаз, посторонний запах;

увядание растительности, изменение её окраски.

Защита от отравляющих веществ достигается использованием индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи (противогазы, защитные костюмы, перчатки и чулки), а также укрытием в коллективных средства защиты (убежищах); применением противоядий – «антидотов». При попадании ОВ на кожу и одежду – их нейтрализация жидкостью индивидуального противохимического пакета, а при его отсутствии подручными средствами.

Бактериологическое (биологическое) оружие: специальные боеприпасы и боевые приборы, снаряжённые биологическими (бактериологическими) средствами, а также средства их доставки и применения. Его основу составляют болезнетворные микроорганизмы – бактерии, вирусы, риккетсии, грибки и бактериальные яды (токсины).

Биологические средства применяются в виде биологических рецептур – смесей биологического агента и специальных препаратов, обеспечивающих благоприятные условия бактериальному агенту в процессе хранения и применения.

Возможные способы применения бактериологического оружия:

аэрозольный – заражение аэрозолем приземного слоя воздуха ;

трансмиссивный – рассеивание искусственно заражённых кровососущих насекомых – клещей, блох, комаров;

диверсионный – преднамеренное скрытое заражение биологическими средствами замкнутых пространств воздуха, воды, продовольствия.

В качестве биологических агентов могут использоваться: возбудители чумы, натуральной оспы, сибирской язвы, холеры, туляремии. К опасным заболеваниям животных относятся: ящур, чума крупного рогатого скота, сап, чума овец, свиней.

Содержание мероприятий противобактериологической защиты населения:

плановая иммунизация населения вакцинно-сывороточными препаратами, экстренная профилактика антибиотиками, сульфаниламидными и противовирусными средствами;

использование средств индивидуальной и коллективной защиты;

санитарная обработка людей и дезинфекция объектов внешней среды;

уничтожение насекомых и грызунов – дезинсекция и дератизация;

для предотвращения распространения инфекционных заболеваний проводятся режимно-ограничительные мероприятия: «обсервация» или «карантин».

Термины «обычные средства нападения», «обычное оружие» вошли в употребление после появления ядерного оружия, обладающего неизмеримо более высокими боевыми свойствами. Однако, в настоящее время некоторые образцы обычного оружия, основанные на новейших достижениях науки и техники, по своей эффективности вплотную приблизились к ОМП.

Обычное оружие может применяться самостоятельно и в сочетании с ядерным оружием для поражения живой силы и техники противника, а также для разрушения и уничтожения различных особо важных объектов (химические предприятия со СДЯВ, атомные энергетические установки, гидротехнические сооружения и др.).

Осколочные, фугасные, кумулятивные, бетонобойные, зажигательные боеприпасы и боеприпасы объёмного взрыва. Наилучшим средством для поражения малоразмерных и рассредоточенных по площади целей в условиях боевых действий с применением обычного оружия являются осколочные, фугасные, кумулятивные, бетонобойные, зажигательные боеприпасы и боеприпасы объёмного взрыва.

Обычные средства поражения представляют опасность для людей, находящихся на открытой местности. Поэтому следует помнить, что наиболее эффективную защиту от осколков, ударной волны обычных боеприпасов и зажигательных средств обеспечивают защитные сооружения (убежища, укрытия различных типов, каменные строения). При вынужденном пребывании на открытой местности необходимо использовать для защиты овраги, канавы, рвы, ямы и т.п.

Под устойчивостью работы объекта народного хозяйства понимается способность его выпускать установленные виды продукции в объемах и номенклатуре, предусмотренных соответствующими планами, в условиях воздействия оружия массового поражения, а также силами объекта восстанавливать нарушенное производство в случае попадания его в зоны слабых и средних разрушений.

На устойчивость работы объекта в особый период (в военное время) в значительной степени могут влиять следующие факторы:

возможность защиты рабочих и служащих от поражающих факторов ОМП. При этом особое внимание обращается на обеспечение укрытия всех работающих людей в защитных сооружениях.

Одной из основных задач ГО является организация мероприятий, направленных на

способность промышленных зданий и сооружений противостоять поражающим факторам, прежде всего, ядерного взрыва;

защищенность объекта от поражения вторичными факторами; г) надежность системы управления производством;

надежность системы снабжения объекта всем необходимым для производства продукции;

подготовленность объекта к восстановлению нарушенного производства.

Пути повышения устойчивости работы в военное время:

защита рабочих и служащих от оружия массового поражения;

повышение прочности и устойчивости важнейших элементов объектов и совершенствование технологического процесса;

повышение устойчивости материально-технического снабжения;

повышение устойчивости управления объектом;

разработка мероприятий по уменьшению вероятности возникновения "вторичных факторов поражения и ущерба от них;

подготовка к восстановлению производства после поражения объекта.

Разработка и осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в большинстве случаев проводится в мирное время. Та часть работ, исполнение которых относится на военное время, планируется заблаговременно, а выполняется в условиях угрозы и после нападения противника.

Предыдущая Следующая